26 мая в конференц-зале ТПП Воронежской области состоялось расширенное заседание комитета палаты по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности. Мероприятие прошло в формате вебинара, слушателями которого стали представители частных медицинских учреждений (включая стоматологические и косметологические клиники). Модератором онлайн-семинара, посвященного обзору изменений законодательства в сфере здравоохранения, выступил вице-президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Вячеслав Шамарин.
– В области у нас работает порядка 1200 медицинских организаций. Это большое сообщество предпринимателей, которые занимаются важным и ответственным делом – предоставлением медицинских и косметологических услуг нашему населению. Это важнейший пласт делового сообщества, и мы видим, что он активно развивается последние десятилетия, – отметил, открывая заседание, Вячеслав Владимирович. – Поэтому вопросы взаимодействия и обмена опытом между частными медицинскими учреждениями, а также взаимоотношений с регуляторами в лице департамента здравоохранения Воронежской области, Фонда социального страхования РФ являются, безусловно, важными и актуальными. Здесь важно видеть общие цели и задачи, общие проблемы. И Торгово-промышленная палата готова этому содействовать.
Первое выступление в рамках вебинара было посвящено методологии повышения качества проекта на примере выстраивания внутреннего контроля в медицинской организации. С сообщением на эту тему выступила начальник отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности, лицензирования департамента здравоохранения Воронежской области Анна Норова. Анна Аркадьевна обратила внимание участников семинара на то, что Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» в большей степени регламентирует не столько внутренний контроль качества в медицинской организации, сколько организацию медицинской помощи в целом. А контроль как таковой – это одно из звеньев организации процесса. Поэтому есть смысл говорить о методологии повышения качества всего процесса с использованием в том числе результата внутреннего контроля либо внутреннего аудита.
Далее спикер поделилась своими наблюдениями и наработками в области применения метода оптимизации и совершенствования бизнес-процессов DMAIC. Согласно DMAIC, решение каждой задачи совершенствования процесса или устранения проблемы должно пройти через следующие этапы: define (определение), measure (измерение), analyze (анализ), improve (совершенствование) и control (контроль). На каждом этапе в данном подходе предполагается конкретика, подразумевающая необходимые действия для развития той или иной услуги или производственного процесса. Госпожа Норова рассмотрела последовательно все этапы метода применительно к медучреждению на примере снижения количества пациентов данной медицинской организации.
Вторым пунктом повестки семинара стали актуальные вопросы лицензирования медицинской деятельности. Об этом участникам мероприятия рассказала заместитель начальника отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности, лицензирования департамента здравоохранения Воронежской области Елена Птицына. Она напомнила, что основным законом, регламентирующим лицензирование медицинской деятельности, является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ. Областной департамент здравоохранения как лицензирующий орган занимается лицензированием не только медицинской деятельности, но также фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ. При этом административный регламент по предоставлению услуги лицензирования медицинской деятельности на федеральном уровне не утвержден, что является существенным пробелом в законодательстве.
По словам Елены Николаевны, лицензирование медицинской деятельности связано с решением сложной задачи: с одной стороны, лицензирование призвано препятствовать вхождению на рынок недобросовестных организаций, оказывающих некачественные медуслуги; с другой стороны, перед департаментом стоит задача по снижению административных барьеров (особенно для представителей малого и среднего бизнеса) при получении лицензии.
Спикер уточнила, что с 1 января 2021 года вступила в силу реестровая модель предоставления государственных услуг, суть которой в том, чтобы предоставлять лицензию в виде внесения записи о предоставлении лицензии в Единый реестр лицензий. Таким образом, лицензии больше не будут предоставляться на бумажном носителе. Подтверждением же получения лицензии является выписка из Единого реестра лицензий, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью. Также госпожа Птицына коснулась других аспектов лицензирования медицинской деятельности, наиболее актуальных в текущем периоде.
Третий вопрос, рассмотренный на вебинаре, касался нового порядка выдачи листков нетрудоспособности, включая порядок формирования электронных листков нетрудоспособности. Доклад по этому вопросу сделала начальник отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Государственного учреждения – Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Ольга Сидорина. Она пояснила, что нововведения в выдаче листков нетрудоспособности сформулированы в Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.09.2020 № 925н «Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа».
Ольга Игоревна отметила, что нередко бывает, что частные медицинские организации оформляют лицензию и на экспертизу временной нетрудоспособности. Если такая лицензия есть, то организация обязана производить указанную экспертизу и – в том случае, если человек нетрудоспособен, – выдавать листки нетрудоспособности. К сожалению, не все это знают и выполняют. Если же организация, имея такую лицензию, не хочет выдавать листки нетрудоспособности, то она обязана закрыть данную лицензию в течение 15 дней после прекращения указанной деятельности. Также докладчик осветила и другие аспекты относительно выдачи листков временной нетрудоспособности.
Завершился вебинар ответами спикеров на вопросы участников онлайн-мероприятия.