3 декабря 2020 г., 17:04

Расширенное заседание комитета (03.12.2020)

3 декабря состоялось расширенное заседание комитета ТПП Воронежской области в сфере общественного питании и торговли под председательством Дмитрия Тарасевича (ГК «Таркос»). Мероприятие прошло в режиме онлайн. В нем приняли участие начальник отдела развития малого и среднего предпринимательства департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Владимир Алферов, начальник отдела лицензирования, лицензионного контроля и декларирования департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Юрий Завьялов, заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта Воронежской области Николай Белов, заместитель руководителя регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Татьяна Шкред, члены комитета, а также другие воронежские предприниматели, присоединившиеся к видеотрансляции. 

Модератором встречи выступил президент ТПП Воронежской области Юрий Гончаров.

Основным вопросом повестки дня стало обсуждение внедрения маркировки товаров, а также отмена с 1 января 2021 года на территории Российской Федерации единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с одновременным переходом предпринимателей, его плативших, на патентную систему налогообложения (ПСН) или упрощенную систему налогообложения (УСН). 

– ЕНВД прочно вошел в деловую жизнь многих предпринимателей, поэтому данный переход вызывает у представителей бизнеса множество вопросов, – отметил, открыв заседание, Юрий Гончаров. – Переход на патент невозможен для тех организаций, которые занимаются маркированной или подакцизной продукцией. Им придется перейти на УСН. По мнению бизнесменов, это увеличит суммы налоговых платежей в разы. В связи с этим уже несколько субъектов Российской Федерации приняли на законодательном уровне документы о снижении ставок УСН с 15% до 5%, с 6% до 1%. Воронежские предприниматели тоже обратились в ТПП с подобной инициативой. Наша позиция, как и позиция ТПП Российской Федерации, в этой ситуации однозначна: усиливать налоговое бремя на предпринимателей в наше сложное время нельзя. Но выйти на правительство области мы должны с конкретными предложениями. Для начала нам нужно установить, насколько вырастут в этом случае налоги, подсчитать потери предпринимателей.

По словам Юрия Федоровича, относительно маркировки палате удалось выработать единый подход с департаментом промышленности, с тем чтобы отсрочить ее введение. Что же касается УСН, этот вопрос еще нуждается в проработке.

По теме маркировки пивоваренной продукции с докладом перед собравшимися выступила управляющий по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в регионе Центр компании «Балтика» Светлана Воронина. Она поделилась наблюдениями за тем, как происходило введение маркировки для различных категорий товаров в других отраслях – например, для лекарств, парфюмерии. Технологические сбои в системе уже сейчас приводят к перебоям в поставках лекарств и, соответственно, к финансовым потерям предприятий фармацевтической отрасли. Представители парфюмерной промышленности также говорят о наличии технологических сбоев и проблемах с поставками продукции. Поэтому важно, чтобы решение о запуске маркировки нового товара происходило с учетом опыта отраслей, где маркировка уже реализована.

По мнению представителя «Балтики», введение маркировки пивоваренной продукции станет дополнительной нагрузкой на отрасль, поскольку повлечет за собой снижение скорости и мощности работы производственных линий из-за появления дополнительных технических операций, связанных с нанесением марки. По этой причине объемы производства в целом по индустрии могут снизиться примерно на 10%. И это не считая затрат для производителей на закупку специального оборудования для маркировки. Его стоимость может составить 200-300 тыс. евро на одну производственную линию. Потратиться придется и на переоборудование складской и логистической систем. В итоге рост себестоимости продукции может привести к закрытию малых и средних предприятий отрасли. В качестве конструктивного решения данной проблемы Светлана Воронина предложила отложить введение маркировки на 2022 год. По ее словам, это даст отрасли возможность проанализировать имеющиеся результаты маркировки и решить, как поступать в сложившейся ситуации. 

– Также хотелось бы, чтобы власти, принимая то или иное решение, привлекали представителей отраслей в качестве экспертов для обсуждения и принятия совместного, наиболее оптимального решения, – предложила Светлана Сергеевна. 

Дмитрий Тарасевич добавил к сказанному, что, как показывает опыт, чрезмерная зарегулированность рынка неизбежно приводит к увеличению контрафакта. За примерами далеко ходить не надо: введение маркировки лекарств привело к коллапсу в отрасли, в результате которого препараты исчезли с полок аптек, но зато мгновенно появились на черном рынке – без маркировки и порой даже со вскрытой упаковкой. И люди все равно их покупали, потому что, когда тяжело болеешь, нет времени ждать, когда наладится сфера официальной торговли, приходится лечиться тем что есть.

– Проблематику, озвученную представителем компании «Балтика», мы рассматривали в правительстве с участием двух профильных департаментов – департамента промышленности (который осуществляет взаимодействие с Минпромторгом по вопросу маркировки продукции) и департамента аграрной политики (как куратора подведомственных организаций в области пищевой продукции), – прокомментировал Николай Белов. – Оба департамента пришли к единогласному мнению о том, что маркировка – процесс, в первую очередь, призванный навести порядок на рынке в плане контрафактной продукции. Но при этом нельзя игнорировать особенности данного периода: эпидемия коронавируса привела к обострению экономической ситуации в стране. И введение каких-то новшеств должно учитывать особенности этой ситуации. Поэтому при совместном рассмотрении вопроса мы пришли к выводу, что необходимо обратиться в Минпромторг с просьбой рассмотреть возможность переноса эксперимента по маркировке продукции с 1 апреля 2021 года на 1 января 2022 года, дав нашим производителям в этот период возможность не ограничивать себя дополнительными сложностями, связанными с маркировкой. На той неделе мы соответствующее обращение в Минпромторг направили. О результатах мы обязательно сообщим Торгово-промышленной палате Воронежской области. 

Юрий Завьялов акцентировал внимание на том, что пивоваренный рынок Воронежской области развивается очень динамично. Особенно это заметно при сравнении двух полугодий – 2019 года и 2020-го. За первое полугодие 2020 года предприятия произвели более 7 млн декалитров пива и пивных напитков, что на 24% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Соответственно, значительно увеличились поступления в областной бюджет. В первом полугодии 2019 года эта сумма составляла более 800 млн рублей, то в первом полугодии 2020 года она превысила 1 млрд рублей. На территории области осуществляют данную деятельность порядка 2 тыс. организаций и ИП; пиво реализуется в магазинах, число которых достигает 6 тысяч. 

– Все торговые точки добросовестно сдают декларации. Система ЕГАИС, внедренная на алкогольном рынке, оправдала свою эффективность. В магазинах, которые имеют лицензию на розничную реализацию продукции, контрафакт в принципе отсутствует. В этой ситуации было бы нерационально вводить какие-то дополнительные ограничения, – прокомментировал Юрий Алексеевич. 

Дмитрий Тарасевич поблагодарил спикера за столь высокую оценку дисциплинированности участников пивного рынка, а также выразил благодарность правительству области за приостановку крупных проверок. 

Подводя итоги обсуждению первого вопроса, Юрий Гончаров подчеркнул, что нельзя допустить, чтобы введение маркировки привело  к падению оборота на рынке, и заверил, что ТПП Воронежской области будет отслеживать ситуацию в этом вопросе.  

После этого участники заседания перешли к обсуждению второго вопроса повестки дня – грядущему переходу предпринимателей с ЕНВД на УСН.

Снова взявший слово Дмитрий Тарасевич высказал положительную оценку системе ЕНВД в качестве очень удобного для предпринимателей налогового режима (прост в реализации, не требует громоздкой бухгалтерии и излишнего администрирования). Также Дмитрий Георгиевич сообщил, что, по информации из открытых источников, совокупный бюджет Воронежской области планирует заработать в 2021 году на 13% больше за счет УСН. Иными словами, планируется, что порядка 10 тыс. налогоплательщиков перейдут с ЕНВД на УСН. На самом деле их больше – около 17 тысяч, поскольку перейти на патентную систему смогут далеко не все. По данным правительства РФ, ЕНВД в структуре розничной торговли и общепита в среднем составлял 0,5-0,8% от оборота (в зависимости от региона). Соответственно, при переходе на режим в 6% с оборота налоговая нагрузка вырастет в шесть и более раз. Но такой рентабельности у бизнеса сейчас, к сожалению, нет, поэтому мало кто такое увеличение выдержит. 

– Наш прогноз: вместо 13%-го роста бюджета произойдет 10%-е  падение, а это значит, что разрыв составит 23% – привел свои выкладки господин Тарасевич. – Давайте исходить из того, что, кто был на УСН, тот на нем и останется. А для тех, кто был на ЕНВД, необходимо выработать меры поддержки в виде 1% от оборота или 5% по системе «доходы минус расходы». В этом случае область может получить дополнительные 1,4 млрд рублей именно с тех, кто раньше был на ЕНВД. Рост составит не 13%, а 11%, что сегодня, в условиях пандемии, не так уж и плохо. Те, кто платил 0,5% с оборота, выдержат и 1%. В связи с этим мы предлагаем обратиться к губернатору и попросить установить на 2021 год режим УСН в 1% от дохода, 5% – от «доходы минус расходы», а затем – 2% от дохода и 8% – «доходы минус расходы». По нашим сведениям, во многих регионах сегодня идет работа по снижению налогов. Со своей стороны бизнес может пообещать областным властям сохранение рабочих мест и улучшение сбора налогов. 

Юрий Гончаров напомнил, что сейчас для предпринимателей фактически есть три приемлемых варианта налогообложения: налог на самозанятых, патент и УСН. Если предприятие не подаст заявление на переход, оно окажется на общей системе налогообложения, что в разы хуже для предпринимателя, чем УСН.

Татьяна Шкред обратила внимание присутствующих на то, что предприниматели, работающие на «островках» в торговых центрах, не смогут перейти на патент. Связано это с тем, что торговые комплексы и торговые центры в терминологии государственного стандарта сами по себе не являются объектами стационарной торговой сети.

– Также под патент не попадают «акцизники» и те, кто пользуется маркировкой, а это тоже большая группа предпринимателей, – добавил Юрий Гончаров.

Владимир Алферов высказал сомнения в том, что при переходе на 1% с доходов объем налоговых отчислений в регионе сохранится. По его мнению, выпадающие доходы в этом случае неизбежны. Сегодня в Воронежской области основной объем налоговых средств собирается именно по спецрежимам – это порядка 5-6 млрд рублей по УСН и 1 млрд 300 млн – по ЕНВД. 

Дмитрий Тарасевич подчеркнул, что, если сделать послабления только для тех, кто был на ЕНВД, а не для всех подряд, то бюджет сохранит свои старые доходы от УСН и приобретет новые за счет розницы. При этом он не исключил, что региональной экономике придется столкнуться с таким явлением, как «налоговая миграция»:

– Сейчас на сайте администрации Башкортостана большими буквами написано: «Приходите все к нам! У нас низкие налоги!» Если у предпринимателя будет выбор – перерегистрировать компанию в Башкортостане и платить 1% налогов или остаться в Воронеже и потерять бизнес, – он выберет первый вариант. Не хочется, чтобы это выглядело как шантаж, но многие предприниматели в таких условиях выберут уйти в другой регион. 

Руководитель сети оптических салонов «Точка зрения» Станислав Слаутинский сообщил, что, по его подсчетам, у него самого налоги вырастут в шесть раз.

- Если ничего не предпринять, все предприятия, которых это коснется, просто «умрут». Начнется коллапс экономики, бюджеты рухнут, – высказал пессимистичное предположение Станислав Викторович. – Чтобы этого не произошло, нужна политическая воля. Решения нужно принимать очень быстро. В других регионах эти процессы уже идут, нам тоже нужно ускориться.

Юрий Гончаров в качестве конструктива предложил выйти на профильные департаменты областного правительства с соответствующей инициативой, сформулировав свои предложения по разным отраслям, сделав анализ выпадающих доходов и сформировав необходимый пакет документов. Работу по подготовке документов поручили рабочей группе, которую по предложению президента ТПП возглавил Дмитрий Тарасевич. Обсуждение первых результатов работы в этом направлении было решено проделать на последующих заседаниях.

Протокол заседания

 

Еще:
6 апреля 2022 г., 10:51
Заседание комитета (18.03.2022)

22 сентября 2020 г., 17:24
Заседание подкомитета по НТО (22.09.2020)