В условиях нестабильной экономической ситуации и рисков глубокого финансового кризиса поддержка малого и среднего предпринимательства становится приоритетом государственной политики. Однако для эффективной реализации национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» необходимо не просто декларирование благих намерений, а системные меры, учитывающие реальные вызовы бизнеса, уверен член Комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, управляющий партнер юридической фирмы «Медко Групп» Виталий Медко.
Первая мера, необходимая для реализации нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» — это мораторий на налоговые изменения. Сегодня МСП нуждается в стабильности больше, чем в новых экспериментах. Мораторий на изменения налогового законодательства — это не прихоть, а выживание. Каждое новое повышение ставок или корректировка налоговой базы выбивает дно у тех отраслей, где маржа составляет 1,5–3%.
Продолжение использования упрощенной системы налогообложения — ключевой инструмент для сохранения бизнеса. Сворачивание лимитов или переход к более жестким режимам приведет к массовому уходу предпринимателей в тень.
Ни в коем случае нельзя допустить изменения подходов к деятельности ИП. На сегодняшний день активно обсуждается запрет предпринимателям на привлечение рабочей силы и необходимость перехода таких предпринимателей к иным организационно-правовым формам (ООО, АО). Убеждены, что данные меры нарушили бы равенство всех субъектов предпринимательской деятельности и были бы вредны, особенно в условиях назревающего финансового кризиса.
Во-вторых, бизнесу помогло бы последовательное снижение административной нагрузки. Уверены, что если самозанятые могут работать без многочисленных разрешений, допусков, журналов проверок, то и микро- и малый бизнес также может работать. Стоить подумать над тем, чтобы изменить подход — обеспечивать равенство субъектов с самозанятыми за счет либерализации ответственности и снижения количества необходимых для деятельности документов и разрешений. По данным ТПП РФ, малый и средний бизнес тратит до 200 часов в год на оформление отчетности и прохождение проверок. Если самозанятые работают без обязательных лицензий и журналов, почему аналогичные правила не распространяются на МСП? Мы не первый год ведем ревизию административных барьеров и убедились: 70% требований проверяющих органов можно исключить без ущерба для контроля.
Либерализация условий — не только способ сэкономить время и деньги предпринимателей, но и сигнал о доверии к бизнесу. Минимизация документооборота и переход к риск-ориентированному надзору позволят сократить издержки и улучшить инвестиционный климат.
В-третьих, нельзя не отметить, что злободневным вопросом стало повышенное нормотворчество. Предприниматель не поспевает за ежедневным потоком новых законов и подзаконных актов, за обсуждением новых законодательных инициатив. Сейчас предприниматели вынуждены увеличивать свои расходы на содержание бухгалтерских и юридических служб в связи с повышенным нормотворчеством. Есть мнение, что активность депутатского корпуса, постоянное изменение законодательства, существенно ухудшает правовую определенность и правовое поле становится абсолютно не прогнозируемым даже на среднесрочный период.
Решение проблемы — в заморозке второстепенных инициатив и фокусе на качественном правоприменении. «Правовое поле должно быть предсказуемым. Нужен мораторий на новые законодательные эксперименты хотя бы на 2–3 года», — считает эксперт.
Наконец, стоит обратить внимание на критерии реализации национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика». Сейчас приоритетным критерием успешности указанного национального проекта является достижение цели «роста дохода на одного работника МСП». Однако данный критерий не достаточно полно характеризует положение дел в МСП, в экономике в целом. Считаем, что критерии реализации нацпроекта должны быть расширены и привязаны к экономическим показателям — рост чистой прибыли, увеличение собственного капитала, закредитованность бизнеса, количество банкротств. Также, важно вернуться к оценке отраслевых показателей развития экономики — производство машин и станков, компьютеризация (в том числе производство суперкомпьютеров) и использование технологий ИИ, роботизация, выплавка стали, производство ж/д локомотивов и подвижного состава, модернизация и увеличение протяженности железных дорог, линий электропередач и проч. и проч. Без учета этих показателей системно определить реальный рост экономики (в том числе МСП) невозможно.
Без анализа таких индикаторов невозможно оценить реальный вклад МСП в экономику страны. Мы не можем строить будущее на цифрах, которые не отражают ни технологического прогресса, ни производственной мощи. Государство должно стать партнером бизнеса, а не источником дополнительных барьеров. Только совместными усилиями можно сохранить предпринимательство как основу социальной и экономической стабильности.
29 июля 2025 года, РР.