Министерством финансов России подготовлены поправки в проект постановления Правительства Российской Федерации, в котором частичную мобилизацию в России в скором времени могут приравнять к форс-мажору. О ключевых моментах решения, которого ждал бизнес, рассказала вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова.
В проекте постановления Правительства РФ предполагается:
- предоставить право участникам госзакупок на изменение существенных условий госконтрактов, если при выполнении таких контрактов возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с частичной мобилизацией в Российской Федерации;
- госзаказчики обязаны списывать неустойки (штрафы, пени), начисленные за неисполненные или ненадлежаще исполненные госконтракты по причине возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, связанных с частичной мобилизацией;
- не включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию о поставщиках, которые не смогли надлежащим образом выполнить свои обязательства по госконтрактам, если это оказалось невозможным в связи с частичной мобилизацией. В данном случае частичная мобилизация признается обстоятельством непреодолимой силы – чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельством.
Выступая на ключевом пленарном заседании Всероссийской конференции «Государственный заказ – двигатель конкуренции», проводимом по инициативе ФАС России в конце сентября, вице-президент Елена Дыбова уделила особое внимание вопросам форс-мажора.
«В текущих условиях частичной мобилизации принятие соответствующих нормативно-правовых актов по форс-мажору крайне необходимы. Форс-мажор – это не полное освобождение от выполнения договорных обязательств, а основание для снятия штрафных санкций, после чего начинается переговорный процесс. В ходе его стороны договариваются: либо о том, что будут выполнять контракт дальше и устанавливают новые сроки и условия, либо расторгают договор, если исполнить обязательства невозможно. Судебная практика форс-мажоров существует во всем мире.
До сих пор у предпринимателей была формальная возможность расторгать контракт без последствий через ФАС России, но на практике этот механизм оказался нерабочим: заказчики не соглашались на изменение условий и расторжение контрактов, а поставщикам грозили жесткие санкции за односторонний отказ», - поясняет вице-президент ТПП РФ. Между тем, призыв сотрудников в рамках частичной мобилизации уже повлиял на возможности исполнения контрактов.
Например, в случае мобилизации сотрудника с уникальной лицензией предприятие не может больше исполнять обязательства. Как показала практика, особенно от происходящего страдают аграрные хозяйства и небольшие перерабатывающие производства. Частичная мобилизация может сделать невозможным выполнение обязательств по договору или стать причиной его неисполнения в установленные сроки.
«Весь бизнес в зоне турбулентности: все еще остается много вопросов, которые требуют уточнения в сложившихся беспрецедентных экономических условиях для бизнеса. У нас крайне серьезные опасения за наше будущее в закупках. За быстрыми решениями по прошествии определенного времени должно появляться адекватное регулирование», - уверена Елена Дыбова.
4 октабря 2022 года, Капитал страны.