Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла законопроект о локализации машин в таксопарках. Документ также должны одобрить в Совете Федерации и подписать президент, только после этого он вступит в силу.
Что меняет закон: с 1 марта 2026 года автомобили для легковых перевозок в такси должны соответствовать одному из двух условий:
- Набрать больше 3 200 баллов локализации. Такую систему оценки «отечественности» ввели в 2019 году, баллы начисляют на сборку в России и использование российских компонентов или сырья. Например, в 2023 году Lada Granta набрала 5 135 баллов локализации.
- Быть произведёнными по специнвестконтрактам (СПИК). Это инструмент, который гарантирует компаниям неухудшение условий ведения бизнеса в России на срок контракта и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации производства.
Изначально планировалось, что новые требования будут действовать уже с осени 2025 года, но после критики со стороны бизнеса и общественных объединений сроки сдвинули. При этом с 1 января 2033 года единственным критерием станет количество набранных баллов локализации.
Для части регионов будут действовать отсрочки по новым правилам: в Калининградской области и регионах Сибири требования вступят в силу с 1 марта 2028 года, в регионах Дальневосточного федерального округа — с 1 марта 2030 года.
В чём проблема: законопроект вызвал много споров в сфере такси. Например, в Аналитическом центре при правительстве России считают, что из-за новых требований более половины водителей могут уйти из отрасли, а поездки значительно подорожают. Там отметили, что сейчас около половины водителей такси работают на личных автомобилях и не все смогут сменить транспорт на подходящий под критерии.
В Общественном совете по развитию такси также предлагали пересмотреть законопроект и вместо требования к локализации ввести приоритет на отечественные автомобили.
13 мая 2025 года, Справочная.