Воронеж. 10.07.2023. ABIREG.RU – Авторская колонка – Только за 2022 год количество административных дел о взыскании налогов и сборов увеличилось по отношению к прошлому году на 30% и составило более 2 млн дел. Такие данные приводит судебный департамент при Верховном суде РФ. На этом фоне Воронеж присоединился еще к одному общероссийскому налоговому тренду. В поиске дополнительных источников пополнения бюджета налоговая начала активную работу с сетевым бизнесом, франчайзерами и блогерами. И если воронежская земля еще не вскормила блогера федерального масштаба, фискальные претензии к которому вылились бы в публичную плоскость, то известные региональные франчайзинговые сетки регулярно мелькают в СМИ. Управляющий партнер юридической компании «Центральный округ» Дмитрий Просвирин подробно рассказал о грядущих последствиях усиления контроля государства за механизмами дробления бизнеса и о том, в каком случае это не является нарушением.
Суть претензий к перечисленным компаниям схожа – уклонение от уплаты налогов при необоснованном использовании спецрежима УСН. В целях сохранения льготного режима налогообложения, позволяющего бесхитростно оптимизировать налоги, налогоплательщики при приближении к максимальному порогу дохода (персонала) создают фирмы-клоны с идентичным видом деятельности также на упрощенном спецрежиме. Включаясь в оборот, такие организации оттягивают на себя часть дохода (персонала), позволяя всей группе продолжать использовать упрощенную систему налогообложения.
В конце прошлого года схожие налоговые претензии коснулись сети магазинов «Красное и белое», сети семейных кафе «Андерсон». А в этом году возникли сложности у «Русского аппетита». По слухам, в рамках предпроверочных мероприятий налогового контроля также находятся местный производитель пива и еще одна сеть общественного питания.
Схема дробления бизнеса не нова и достаточно легко читаема. Применяемые инструменты налогового администрирования дают возможность практически безошибочно определить налогоплательщиков на спецрежиме, в отношении которых требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. Наиболее полно маркеры, отслеживаемые налоговым органом, изложены в письме ФНС России от 11.08.2017 г. № СА-4-7/15895@.
Для удобства восприятия их условно можно укрупнить и разделить на две группы – маркеры с максимальным и умеренным рисками.
Маркеры с максимальным риском:
- единая структура управления и контроля;
- нерыночные условия работы внутри группы;
- взаимозависимость участников группы (как корпоративная, так и иная).
Маркеры с умеренным риском:
- общие трудовые и материальные ресурсы;
- единая ценовая и кадровая политика;
- единая система логистики;
- общие или схожие контрагенты;
- общая бухгалтерия, адрес, контакты, в том числе IP-адрес;
- общие средства индивидуализации (домен, сайт, товарный знак).
Совокупность изложенных выше признаков в отсутствие деловой цели, объясняющей установленные обстоятельства, практически со стопроцентной гарантией будет достаточной для привлечения налогоплательщика к ответственности и взыскания наряду с недоимкой пени и штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога.
Вместе с тем необходимо понимать, что само по себе дробление бизнеса при отсутствии необоснованной налоговой выгоды не является нарушением. В частности, в ситуации, когда все участники группы применяют спецрежим с одинаковой ставкой налога, но их совокупная выручка не превышает установленного лимита (164,4 млн рублей при ставке 6% в 2022 году). Или все участники группы находятся на общем режиме, а следовательно не используют каких-либо налоговых преимуществ от такого дробления.
Не является противозаконным и фактическое разделение бизнеса на две и более компании, использующие спецрежимы УСН, при условии четко сформулированной экономической цели такого поведения всех бенефициаров. Убедительной иллюстрацией подобного подхода будет уже набивший оскомину пример выделения из бизнеса по изготовлению металлопрофиля отдельного производства заборов-штакетников из остатков от основной деятельности. В судебной практике встречаются и другие, не столь очевидные, но сложившиеся в пользу налогоплательщика ситуации законного дробления.
Таким образом, любой бизнес, состоящий в группе через корпоративные (например, через участие, исполнительные органы) или договорные (например, через франшизу) конструкции и использующий в отношении одной, нескольких или всех компаний группы спецрежим УСН, должен превентивно и грамотно структурировать бизнес.
Структурирование дает возможность на практике выстроить корпоративные и договорные конструкции так, чтобы они наполнились экономическим смыслом и защитили собственников.
В частности, это может быть коммерческая концессия, которая закрепит условия о едином бухгалтерском и кадровом сопровождении франчайзи, общих рекламных и бонусных компаниях, рекомендованных поставщиках, использовании единой СРМ и т. п.
Также можно рассмотреть вовлечение в корпоративную структуру управляющих ИП и/или управляющих компаний с понятным уникальным функционалом, рыночными условиями оплаты и наполненной отчетностью.
А при тотальном запрете на аффилированность корпоративные структуры могут быть дополнены опционами, конвертируемыми займами, а обеспечиваться, например, залогами долей под кредиты незаинтересованных кредиторов.
На рынке достаточно примеров, когда распределение основных средств, нематериальных активов, персонала внутри группы компаний сложилось спонтанно и не соответствует современным вызовам. Например, весь штат сосредоточен в одной фирме, а персонал выполняет трудовую функцию в других юрлицах. А некоторые сотрудники фактически работают во всех фирмах группы (бухгалтерия, IT-специалисты, маркетологи). Или, наоборот, на одном юридическом лице и логистика, и розничная торговля, при этом один из указанных видов деятельности может быть убыточен, а другой – высокодоходен, и под них надо выбирать разные налоговые режимы. Формально все эти обстоятельства могут свидетельствовать о «дроблении» бизнеса или желании организации получить необоснованную налоговую выгоду, уйти от налогов, но зачастую они появляются вполне объективно, по мере развития компании.
В моменте налоговым органам просто не хватает ресурса обработать весь поток информации, и они вынуждены концентрироваться на крупном бизнесе, сопоставляя используемый ресурс с потенциальными сумами налоговых претензий. По статистике выездная налоговая проверка инициируется при возможности потенциального доначисления недоимки не менее 15 млн рублей за последние 3 года. И каждый год этот лимит снижается.
Не стоит забывать, что взысканная с организации налоговая задолженность может быть перевыставлена на участников, директора, иных контролирующих лиц и даже бухгалтера компании-налогоплательщика. По заявлению налогового органа привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности через процедуру банкротства не вызовет сложностей.
Помните и об уголовных рисках. Начисление недоимки в сумме, превышающей 15 млн рублей (2,3 млн рублей для физлиц), является основанием для проверки и возбуждения уголовного дела по признакам состава преступления, согласно ст. 199 (198) УК РФ.
Полагаю, что уже в этом году многим неискушенным опытом местным предпринимателям придется отвечать на неудобные вопросы. И к этому нужно готовиться заранее.
Дмитрий Просвирин
10 июля 2023 года, Абирег.