До 60% занятости в сборочном производстве Воронежского авиационного завода занимает послепродажное обслуживание (ППО) основного продукта предприятия - широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета типа Ил-96 и выпускавшегося ранее среднемагистрального Ан-148. Если же брать работу завода в целом, то около 30%.
Понятно, что именно ППО, наряду с производством авиационной техники (самолеты, агрегаты), является основным направлением деятельности для предприятия и жизненно важным этапом эксплуатации воздушных судов, ведь любая машина нуждается в обслуживании.
Взять, например, лайнеры Ил-96-300. Срок эксплуатации этого самолета составляет до 30 лет. Но это при условии бесперебойного и своевременного ППО. Оно производится по так называемым «формам» - в том числе, тяжелым и легким.
Легкая форма предполагает незначительную замену каких-то определенных агрегатов. Тяжелая форма может включать в себя даже модернизацию отдельных систем, а также покраску, ремонт шасси.
- Организация процесса технического обслуживания воздушных судов у нас началась в 2017 году, в связи с прекращением технического обслуживания самолетов Ил-96 в «Домодедовских авиалиниях» и принятием руководством ОАК решения о передаче соответствующих объемов ТО на завод-изготовитель, то есть нам. – рассказывает директор по обеспечению эксплуатации филиала ПАО «Ил» – ВАСО Александр Ярчевский. – Мы разработали руководство по деятельности, регламентирующее порядок выполнения форм ТО, согласовали его с Росавиацией.
С того времени объем работ по ППО вырос в несколько раз. Логично, что со значительным увеличением количества самолетов, проходящих ППО, возникла необходимость создания на ВАСО обособленного подразделения по выполнению технического обслуживания для выполнения работ по ТО воздушных судов в полном объеме, в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил. Соответственно, и специалистов потребовалось больше.
Новое самостоятельное структурное подразделение – служба технического обслуживания (СТО), действует с 1 августа этого года. Оно формируется из опытных работников из цехов окончательной сборки и цехов основного производства ВАСО, и вновь набранных специалистов. Это выпускники средних технических и высших учебных заведений.
– Это достаточно масштабный процесс, – говорит Александр Ярчевский. – Впервые старшекурсников воронежских вузов и авиационного техникума, которые проходили у нас на заводе практику, мы задействовали на работах по ТО, и мы продолжим работу в этом направлении с учебными заведениями.
Прорабатывается и вопрос увеличения площади для ремонта самолетов. Таким образом, техобслуживание воздушных судов стало для ВАСО еще одним большим, важным и перспективным направлением деятельности. Разработанные ОАК подходы в организации СТО будут способствовать уменьшению сроков нахождения самолетов на ТО, улучшению его качества.
Один из заказчиков по восстановлению летной годности Ил-96-300 - компания Cubana de Aviacion. В эти дни готовится к передаче после ТО один из ее самолетов, но у кубинских партнеров есть планы по восстановлению летной годности остальных трех своих Ил-96.
– Опыт кубинского Ил-96 был очень полезен и для нас, и для них, – отмечает Александр Ярчевский. – На его примере мы отработали особый подход к предварительной подготовке на их базе перед отправкой воздушного судна к нам, с заблаговременным формированием перечня дополнительных работ, которые необходимо выполнить в процессе планируемого ТО.
Добавим, что на авиапредприятиях ОАК выполняется программа восстановления летной годности (ВЛГ) самолетов, находящихся на хранении. На ВАСО это два транспортных Ил-96-400Т. Один из них уже готовится к передаче эксплуатанту, второй завод должен передать в 2024 году.
Действует простое правило: увеличивается парк самолетов – увеличиваются объемы их техобслуживания. «Задачи стоят большие, пути их решения определены, и надо только целенаправленно заниматься этой работой», – резюмирует Александр Ярчевский.
17 октября 2023 года, Промышленные вести.