1 ноября 2019 года состоялось объединение трудовых коллективов КБХА и Воронежского механического завода в единый научно-производственный центр. Накануне трехлетней годовщины создания объединенного предприятия мы выяснили у директора КБХА Сергея Ковалева, какие задачи удалось решить за этот период и какие перспективы есть на ближайшее будущее.
- Сергей Викторович, как вы оцениваете общие итоги прошедшего объединения КБХА и ВМЗ по прошествии трех лет?
- Прежде всего, в штатном порядке мы решили ключевые управленческие задачи: создали единую организационную структуру нового предприятия, исключив дублирование функций по ряду направлений, разработали и утвердили единые производственно-технологические стандарты и алгоритмы взаимодействия между подразделениями, которые отличались на двух предприятиях, обеспечили в условиях организационных изменений стабильное выполнение обязательств по действующим контрактам и заключение новых договоров. Важным результатом стало сохранение всех направлений деятельности, которые были в КБХА и на ВМЗ, а также кадрового состава: инженеров, рабочих, испытателей, которые составляют основу уникальной научно-технической школы воронежского ракетного двигателестроения.
- Каких результатов удалось достичь в производстве серийной продукции?
- Не так давно Госкорпорации «Роскосмос» озвучила рекордную статистику. Впервые за долгое время серия успешных пусков российских космических ракет длится уже четыре года. С октября 2018 года с разных космодромов осуществлено более 90 пусков ракет «Союз» различных модификаций, «Протон-М», «Рокот» и нового семейства «Ангара». Подчеркну: все эти пуски без исключений обеспечивали двигатели разработки и изготовления нашего предприятия. Только в октябре текущего года Россия осуществила шесть пусков космических ракет. Все с нашими двигателями. За этой положительной статистикой стоит напряженная работа нашего трудового коллектива по повышению качества изготавливаемой продукции, ответственности исполнителей, минимизации брака. Результат налицо.
Одновременно мы достигли значимых успехов в расширении кооперационных связей с другими предприятиями отрасли и интегрированной структуры ракетного двигателестроения под руководством «НПО Энергомаш». Это продолжение работ по изготовлению титановых шар-баллонов для отечественных ракет, камер сгорания для двигателей РД-191 разработки «НПО Энергомаш», используемых в составе ракет-носителей «Ангара», создание центров компетенций по литейному и инструментальному производствам.
Важным плюсом является тот факт, что все последние годы мы ориентировались и ориентируемся на заказчиков внутри России: и по основной, и по гражданской тематике. Если раньше это выглядело слабостью, так как мы не имели выгодных зарубежных контрактов, то теперь это очевидное достоинство, поскольку никакие санкции Европы и США не способны оказать значимого влияния на стабильное развитие нашего предприятия. Наоборот: в рамках импортозамещения зарубежного оборудования, необходимого для освоения газовых месторождений, мы сейчас расширяем производство такой продукции для крупных отечественных заказчиков.
- Каковы перспективы предприятия в разработке новых образцов ракетных двигателей?
- В 2021 году мы приступили к наземной огневой отработке нового двигателя РД0124МС на жидком кислороде - нафтиле тягой 60 тонн для второй ступени перспективной ракеты-носителя «Союз-5». В текущем году продолжаем выполнять намеченную программу наземных испытаний, чтобы в дальнейшем ракетчики могли перейти к этапу летных испытаний нового ракетно-космического комплекса.
Не менее важным для нас представляется проект создания и отработки кислородно-водородного двигателя РД0146Д для разгонного блока тяжелой РН «Ангара-А5В». В рамках этой темы после продолжительной паузы в испытательном комплексе нашего предприятия был вновь запущен сложный технологический объект – производство жидкого водорода, что позволило нам в конце 2021 года провести успешное огневое стендовое испытание двигателя. В следующем году экспериментальному комплексу нашего предприятия исполняется 65 лет. Мы обязательно будем поддерживать и развивать его инфраструктуру, поскольку без наземной отработки нет и ракетных двигателей.
Третье важное направление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ связано с созданием нового кислородно-метанового ракетного двигателя для перспективных отечественных многоразовых ракетно-космических комплексов. За последние годы мы перешли от «бумажных» работ к натурным испытаниям отдельных агрегатов.
Это лишь крупные направления. Но есть и ряд других. Например, наши специалисты обеспечили комплекс работ по переводу двигателя РД0110 третьей ступени РН «Союз-2» на новые компоненты топлива «жидкий кислород – нафтил». 22 октября с космодрома «Восточный» был произведен пуск ракеты «Союз-2.1б», где впервые на этих же компонентах отработали уже и двигатели первой, второй ступеней.
- Новая продукция требует новых технологий, нового подходов в изготовлении. Что сделано за прошедшие три года в области реконструкции и техперевооружения?
- В настоящее время на предприятии в разной стадии готовности реализуется целая серия инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства. Например, в корпусе 19 основной площадки уже завершены ключевые работы по проекту «Реконструкция и техническое перевооружение производства «Гражданская продукция», который мы начали реализовывать совместно с Фондом развития промышленности в 2020 году. Проведены пуско-наладочные работы на новом оборудовании, что позволит увеличить выпуск гражданской продукции.
Что касается основной тематики, здесь подход еще более основательный. Впервые за весь постсоветский период мы не просто точечно модернизируем оборудование и производственные участки, но начинаем строительство нового крупного корпуса, где разместится в полностью обновленном виде производство ракетных двигателей. Сейчас идет расчистка площадки. Поэтому все паникеры, кто распускал слухи о скорой застройке нашей земли жилыми домами, могут успокоиться и найти себе новый объект для панических истерик. Мы никуда не переезжаем на выселки, а делаем абсолютно новое современное производство ракетных двигателей на нашем историческом месте. Инвестиции в это производство исчисляются миллиардами рублей, что говорит о высокой значимости данного проекта для государства.
- Как реализуется кадровая политика на предприятии?
- С самого начала прихода к руководству объединенным коллективом я всегда говорил, что главная наша ценность – это люди и их уникальные компетенции. Эта идея остается главенствующей и сейчас. Мы очень дорожим нашими кадрами. Совсем свежий пример: с началом мобилизации, имея законные основания для брони наших сотрудников, мы практически в ручном режиме взаимодействовали с военкоматами и объясняли, почему каждый призванный сотрудник должен остаться на рабочем месте и какой вклад он вносит в укрепление обороны страны.
За прошедшие три года мы выстроили системную работу со всеми уровнями учебных заведений: средними школами, профтехучилищами, вузами. При школе № 72 создан ракетный класс, где дети с малых лет знакомятся с тематикой космоса. С Воронежским политехническим и Авиационным техникумами заключены соглашения о подготовке молодежи по рабочим специальностям. На уровне вузов в ВГТУ действуют две базовые кафедры – «Технологии машиностроения» и «Ракетные двигатели», где существует целевой набор по нашему запросу. В ВГУ совместно с математическим факультетом открыта лаборатория, где при нашем участии готовят расчетчиков. Сейчас мы уже вышли на московский уровень – опробуем модель подготовки целевиков под наши потребности в прославленном МГТУ им. Баумана. То есть возвращаемся к замечательной советской практике, которую внедряли еще руководители КБХА и ВМЗ Косберг и Абрамов, когда зазывали сюда в Воронеж лучшие молодые инженерные кадры из московских вузов.
Но даже этого нам показалось мало, поэтому не так давно мы лицензировали свой собственный учебный центр при предприятии. В Воронеже это один из первых таких успешных опытов в новой истории. Теперь можем не просто обучать специалистов разных профессий, но и выдавать им соответствующие документы об образовании. Обеспечивать будем не только себя. Наш центр точно пригодится и для подготовки специалистов в интересах других промышленных предприятий.
Мы сохранили базу отдыха «Маяк», где наши сотрудники могут отдыхать круглый год. Да, сейчас этот объект частично задействован под расселение беженцев, но это наш важный вклад в достижение целей специальной военной операции, которую проводит руководство страны на Украине.
Осенью на предприятии проведено очередное повышение тарифов и окладов для всех категорий работников. Будем это делать и дальше в соответствии с подписанным коллективным договором.
Все эти задачи мы не просто выполняли в условиях тяжелейших ограничений пандемии CОVID-19, но еще и успевали оказывать огромную помощь городу в лечении больных, кратно нарастив в предыдущие годы выпуск и отгрузку медицинского кислорода для воронежских больниц в пиковые периоды эпидемии.
О чем это говорит? О том, что у нашего коллектива просто огромный потенциал, резервы и перспективы для развития. А с учетом сложнейшей геополитической обстановки нет никаких сомнений, что руководство страны, отрасли и Воронежской области будут и дальше всемерно поддерживать наше предприятие в реализации текущих и перспективных производственных планов, имеющих сегодня по-настоящему государственную значимость.
1 ноября 2022 года, Промышленные вести.