Как мы помогли снизить налоговые риски для крупного складского комплекса | Практика ЮК «Центральный округ»

11 декабря 2024 г.

С дроблением бизнеса государство начало бороться еще лет 10 назад. Но ни высокие суммы доначислений, ни огромные штрафы не останавливали налогоплательщиков: они продолжали дробиться. В свое время на дробленке попались и сеть ресторанов общественного питания «Корчма Тарас Бульба», и обувная сеть Zenden, и франчайзинговая сеть Chop-Chop. Однако большой общественный резонанс вызвали судебные дела известных блогеров Блиновской и Лерчек. Их подробно освещали СМИ. Государство в лице налоговых органов показало налогоплательщикам свой решительный настрой и желание искоренить дробление как явление.

После кнута наступило время пряника. Летом 2024 года грянула налоговая реформа, закрепляющая за налогоплательщиками, в том числе право на применение налоговой амнистии дробления бизнеса. Суть ее сводится к следующему: если налогоплательщик примет решение о добровольном отказе от дробления, ему простят «грехи» 2022-2024 годов.Но прежде чем говорить о возможности применения амнистии, налогоплательщику нужно определить, а есть ли у него вообще признаки дробления? Разобраться в этом помогут юристы налоговой практика ЮК «ЦО».

Так, совсем недавно наша компания оказала соответствующую услугу постоянному клиенту. Дело в том, что несколько лет назад наш клиент совместно с партнером по бизнесу вложился в строительство крупного объекта недвижимости, а в дальнейшем реализовал принадлежащие в нем доли нескольким предпринимателям. И хотя такие действия и имели экономическое обоснование, у налогового органа могло быть иное мнение по данному вопросу. Чтобы развеять сомнения и спать спокойно, клиент обратился за услугой налогового аудита деятельности в целях определения в ней маркеров дробления. О результатах мы, конечно же, не расскажем, а вот суть услуги раскроем обязательно.

Но сначала напомним, что само понятие дробления бизнеса появилось в законодательстве совсем недавно. Так, Федеральный закон № 176-ФЗ определил дробленку через раскрытие ее основных признаков:

  • Разделение единой предпринимательской деятельности между условно самостоятельными лицами
  • Благодаря такому разделению данные лица сохраняют за собой право на применение спецрежимов
  • Юридические лица являются самостоятельными лишь формально, а фактически находятся под контролем одних и тех же лиц
  • Основной целью такого разделения является занижение сумм налогов за счет применения спецрежимов

Судебная практика также не осталась в стороне и выработала свои критерии для доказывания дробления. Они нашли свое отражение в нескольких письмах ФНС России:

  • от 16.07.2024 № БВ-4-7/8051@,
  • от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@,
  • от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@.

Учитывая все разъяснения, мы начали исследовать деятельность нашего клиента и индивидуальных предпринимателей буквально под микроскопом. Для этого мы запросили те документы, которые в свободном доступе имеются у налоговой: бухгалтерскую отчетность, информацию об основных средствах, характере деятельности, порядке сдачи отчетности, о кадровом составе. Принималось во внимание буквально все: система налогообложения, обороты и активы, налоговая нагрузка.

Исследовались виды деятельности субъектов как юридические, так и фактические, ведь одним из признаков дробления является наличие единого производственного процесса. Установив, что один из дополнительных видов деятельности нашего клиента совпадает с основным видом деятельности предпринимателей, перешли к следующему этапу - определению взаимозависимости.

Поскольку ФНС России осуществляет контроль над базой данных ЗАГС, ей не составит труда узнать, ведет ли свой бизнес дядя налогоплательщика или его сестра. В связи с этим клиентом была предоставлена информация о родственных связях. Не забыли мы и о том, что взаимозависимость может быть косвенной, а также определятся на основании иных факторов, существующих связей. Например, взаимозависимыми могут признать бывших сотрудника и работодателя. А если они осуществляют один вид деятельности, то по итогу пазл может сложиться не в пользу налогоплательщика.

Также налоговую однозначно насторожит наличие сделок, условия которых отличаются от рыночных. Прежде всего под прицелом оказываются договоры займа и купли-продажи. Особенно беспроцентные и с рассрочкой платежа. Затем мы проверили МАС, ip-адреса и 1С систему. Фактические и юридические адреса. Наличие «своих» контрагентов, а также открытие субъектами счетов в одних банках. Определив уязвимости, из-за которых наш клиент может попасть в зону риска, мы начали работать над их устранениями. Дополнительно разработали стратегию защиты на случай предъявления налоговым органом претензий в части отсутствия экономической обоснованности в совершении сделок с предпринимателями по реализации долей в объекте недвижимого имущества.

Результатом оказанной услуги стала минимизация налоговых рисков в части возможного предъявления обвинений в дроблении бизнеса. А клиент уже заранее подготовлен к возможным вопросам со стороны налоговой и знает, как на них можно и нужно реагировать.

10 декабря 2024 года, ЮК «Центральный округ».