Как мы доказали необоснованность одностороннего отказа заказчика от контракта на поставку тренажеров по 44-ФЗ и защитили репутацию клиента
29 октября 2025 г. УФАС по Смоленской области отказало во включении нашего клиента в реестр недобросовестных поставщиков.
Индивидуальный предприниматель стал победителем аукциона по 44-ФЗ на поставку виртуального тренажера по ПДД.
При поставке товара в канун Нового 2025 года поставщик столкнулся с отказом заказчика от приемки товара и последующим односторонним отказом от исполнения контракта по мотиву поставки некачественного товара. Односторонний отказ был мотивирован нарушением целостности коробок, наличием следов загрязнений и потертостей.
Поставщик обратился к нам для помощи в представлении его интересов на заседании комиссии УФАС.
Включение в РНП сроком на 2 года приводит к невозможности организаций участвовать в государственных закупках, а также существенным образом влияет на репутацию среди частных компаний – контрагенты часто отказываются от сотрудничества.
Отказ заказчика от исполнения контракта всегда влечет обращение заказчика в УФАС с целью разрешения вопроса о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Причем такое обращение должно быть направлено в течение нескольких рабочих дней. В то же время заказчик по данной закупке такое обращение в срок не направил, УФАС выявило факт одностороннего отказа от исполнения контракта самостоятельно, в результате чего заседание по данной закупке состоялось не в январе, а в октябре 2025 года.
На заседаниях комиссии нами были представлены письменные объяснения с приложением перечня документов, подтверждающих добросовестность подрядчика.
Обращено внимание на целый ряд обстоятельств.
Отказ заказчика от приемки товара не являлся мотивированным, в то время как согласно ч. 7 ст. 94 ФЗ-44 заказчик должен составлять мотивированный отказ от подписания акта приемки. Однако на запрос поставщика о конкретизации того, какое конкретно оборудование является некачественным, какие повреждения выявлены с представлением фото, ответа заказчика не последовало. Между тем, судебная практика исходит из того, что отсутствие мотивированного отказа от приемки работ лишает поставщика возможности устранить нарушение.
При этом после одностороннего отказа заказчика такой односторонний отказ вступает в силу не сразу, а по истечении 10 дней, предоставляемых поставщику для устранения выявленных нарушений.
Во избежание конфликтной ситуации наш поставщик направил в адрес заказчика замену товара курьерской службой, однако заказчик уклонился от принятия замененного товара, что было подтверждено нами как письмами курьерской службы, так и аудиозаписями разговоров курьера с ответственным сотрудником заказчика.
При этом мы обратили внимание комиссии на сам характер повреждений, на которые ссылался заказчик: все они не являлись существенными и были устранимыми.
В то же время индивидуальный предприниматель обладает значительным опытом в сфере государственного заказа и успешно исполнил свыше 100 контрактов.
Согласно пп. «а», «б» п. 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрен отказ во включении сведений в реестр, если:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Все эти основания для отказа во включении в РНП были подтверждены нами на заседании комиссии.
Таким образом, удалось подтвердить добросовестность подрядчика, в связи с чем УФАС отказался включать сведения об индивидуальном предпринимателе в РНП.
1 ноября 2025 года, ЮК «Центральный округ».
