23 сентября в Торгово-промышленной палате Воронежской области состоялось расширенное заседание комитета по индустрии туризма под председательством Александра Зяблова. В заседании приняли участие менеджер отдела по развитию внутреннего туризма АНО «ЦППВО» Андрей Близняков, члены комитета, приглашенные на заседание руководители воронежских туристических компаний и гостиниц.
Первое после долгого перерыва, связанного с пандемией коронавирусной инфекции, заседание комитета было преимущественно посвящено как раз сложившейся в отрасли непростой ситуации, обусловленной распространением COVID-19.
О мерах государственной поддержки предприятий туриндустрии в условиях кризиса, обусловленного распространением коронавируса на территории Воронежской области, собравшимся доложил Андрей Близняков. По его словам, основными мерами поддержки воронежских предпринимателей со стороны государства стали выплаты им в размере МРОТ за каждого сотрудника в мае-июне, возможность отсрочки по уплате налогов (хотя, по имеющейся информации, у некоторых бизнесменов с налоговой возникали проблемы). Также постановлением правительства РФ была предусмотрена возможность компенсации расходов на дезинфицирующие средства и проведение дезинфекционных мероприятий. Кроме того, на территории Воронежской области были приняты законы о предоставлении льгот тем арендодателям, которые сокращают (или вообще отменяют) арендные платежи, ровно на сумму этих платежей (правда, это была только рекомендация). Что же касается различных видов предпринимательской деятельности, так или иначе связанных с туристической отраслью, то здесь все обстояло несколько сложнее: лишь совсем недавно было разрешено приступить к работе базам отдыха, открывать заведения общепита.
Собравшиеся отметили, что из всех мер поддержки наиболее распространенными и действенными оказались выплаты в размере МРОТ: их сумели получить многие. Компенсацию за дезинфекцию не дали индивидуальным предпринимателям (ИП), сославшись на то, что им не положено. С арендодателями получилось неловко: некоторые из них пошли навстречу арендаторам, но им самим навстречу никто не пошёл – получить компенсацию (в виде уменьшения сумм налоговых платежей) им не удалось. К тому же обещанная скидка распространялась всего на два месяца, в то время как работы в отрасли нет до сих пор.
Из отрицательных моментов предприниматели упомянули большое количество штрафов от ФСС за малейшую просрочку по платежам. Некоторые пожаловались на отсутствие юридической поддержки со стороны государства: туристы (клиенты турфирм) массово двинулись в суды, требуя вернуть свои деньги, в связи с чем многие предприятия отрасли оказались в сложной ситуации. Однако расходы на оказание юридической помощи предпринимателям в рамках программ поддержки МСП не предусмотрены. В то же время юристов, специализирующихся на работе с туристическим бизнесом, крайне мало: даже в судах порой выносятся ошибочные решения, основанные на незнании предмета. Так, зафиксированы случаи, когда судья, не понимая разницы между туроператором и турагентом, присуждал турагенту выплату денег клиенту, хотя реально ответственность в этих случаях лежала на туроператоре.
Менеджеры гостиниц рассказали, что кому-то пришлось пойти на сокращение штата, а где-то обошлись сокращением количества рабочих часов: сотрудники выходили на работу по мере необходимости. Льготными кредитами воспользовалось меньшинство: сложно было выполнить требование по сохранению штата сотрудников.
Лучшей же новостью для туристического бизнеса стало открытие внутренних границ: то, что россияне начали путешествовать по стране, предприниматели вполне ощутимо почувствовали – загрузка отелей в некоторые моменты опережала соответствующие показатели прошлого года. В то же время ограничение на экскурсии в туристических автобусах вызвало у бизнесменов недоумение: пассажиры городских маршруток во время поездки находятся в гораздо худших условиях, однако маршрутки никто не запретил. Собравшиеся сошлись во мнении: в сложившейся ситуации турбизнес либо терпит убытки, либо уходит в нелегальный сектор. Последствия ограничительных мер оказались для отрасли очень серьезными. Причем в разных регионах эти меры оказались различными, поскольку во многом являлись результатом законотворческой работы областных администраций. Опыт же коллективных обжалований тех или иных нормативных актов со стороны бизнеса в разных регионах России оказался не таким уж и положительным.
Также среди прочих вопросов участники заседания обсудили назревшую необходимость навести порядок в работе гидов, особенно иногородних. В первую очередь нужно разобраться с неопределенностью понятий «гид», «экскурсовод», «сопровождающий». Нет четкой дефиниций и у понятий «экскурсия» и «поездка на экскурсионный объект».
– После работы некоторых иногородних «гидов» Воронеж в глазах посещающих его туристов остается безликим, – обозначили проблему собравшиеся. Сегодня проводить экскурсии может практически любой желающий, что, безусловно, влияет на качество оказываемых экскурсионных услуг. Поставить заслон на пути некомпетентных «гидов» – необходимо. Но как это сделать, с помощью каких правовых и организационных инструментов? В качестве рабочей идеи члены комитета предложили создание некоего реестра гидов, подтверждающего высокий профессионализм состоящих в нем специалистов. Параллельно можно внедрить и сертификацию экскурсионных услуг: у каждого гида в таком случае должен быть сертификат на каждый экскурсионный маршрут.
Резюмируя прозвучавшие идеи и мнения, Александр Зяблов заверил присутствующих, что информация о реальной ситуации, сформировавшейся сегодня в туристической отрасли, а также о мерах поддержки бизнеса будет доведена до высшего руководства области.