20 марта в конференц-зале Торгово-промышленной палаты Воронежской области прошел круглый стол, организованный в рамках работы комитета по содействию МСП в вопросах финансирования (председатель – Владимир Деревенских). Мероприятие было посвящено обсуждению проекта Концепции развития малого и среднего предпринимательства и механизмов осуществления их государственной поддержки в Воронежской области до 2030 года, разработанной региональным правительством. Участниками круглого стола стали руководители компаний и индивидуальные предприниматели, относящиеся к малому и среднему бизнесу, представители банков и юридических контор, работающих в нашем регионе, риелторы. В работе круглого стола приняли участие президент ТПП Воронежской области Сергей Петровский и вице-президент палаты Илья Бельтюков.
«Больше» не значит «лучше»
Открыв работу круглого стола, Сергей Петровский отметил, что проект концепции был представлен в конце декабря прошлого года, у бизнеса было время, чтобы внимательно с ним ознакомиться, и даже поверхностный взгляд на документ позволяет сделать вывод, что у предпринимательского сообщества найдутся замечания и дополнения, в которых он нуждается.
– Понятно, что концепция сама по себе носит рамочный характер, не подразумевает серьезной конкретики, но в то же время именно этот документ будет определять направление, в котором будет развиваться региональное предпринимательство в ближайшие годы. – сказал господин Петровский. – Именно на основе этой концепции будут приниматься подконцептуальные документы, выделяться суммы на поддержку и закрепляться ответственные лица.
По мнению Сергея Владимировича, чисто количественный подход в оценке существующего сегодня бизнес-климата, представленный в концепции (сколько предпринимателей было, сколько стало), не является в данном случае верным, поскольку само по себе количество юридических лиц и ИП не отражает положение дел в предпринимательстве.
В свою очередь, Илья Бельтюков, взяв слово, предложил разделить предложения и дополнения непосредственно к концепции и предложения к программе реализации этой концепции. Вторая группа предложений (в программу реализации) не менее важна.
Инновации будут, но не сразу
Владимир Деревенских высказал мысль, что в рамках круглого стола хотелось бы услышать мнение о концепции от представителей разных направлений бизнеса, поскольку концепция хоть и разработана чиновниками, но адресована в первую очередь частному бизнесу, поэтому важно, чтобы интересы предпринимателей были учтены, а итоговый документ не носил одностороннего характера. Все предложения, которые прозвучат сегодня в рамках круглого стола, будут отражены в официальном письме, которое будет отправлено в адрес составителей концепции.
Далее господин Деревенских прокомментировал следующее положение документа: по представленным там данным, основная часть воронежского предпринимательства, свыше 40%, занимается сетевой торговлей (по всей видимости, имеются в виду электронные торговые площадки типа Ozon и Wildberries), далее идет строительство и уже затем все остальное. В то же время документ предполагает инновационное развитие, внедрение новых методов производства и т.д.
– Какие могут быть инновации, если люди торгуют на «Озоне»? Что там можно внедрять? – задался риторическими вопросами Владимир Борисович. – Речь не идет о производстве, о том, чем эти люди торгуют, где они это берут. Очевидно, что, если поставка этой продукции будет заблокирована, эти наши продавцы тут же исчезнут.
Спикера поддержали участники круглого стола, заметившие, что для многих предпринимателей, даже работающих в производственной отрасли, сейчас идет стадия создания базиса предприятия и об инновациях говорить просто рано. Однако если у тебя нет инноваций, на поддержку со стороны государства порой бывает сложно рассчитывать.
Что будем развивать?
Еще один глобальный, по словам господина Деревенских, момент: в концепции нет предложений по развитию рынков – в буквальном, первоначальном смысле этого слова. Ведь если воронежцы вырастят на своих загородных участках какую-то продукцию, они должны иметь возможность где-то это все продать. Об этом в концепции также не сказано ни слова.
– Сегодня в процессе глобализации торговли исчезают мелкие магазины, киоски, ларечки, на смену им приходят торговые сети, конкурировать с которыми мелкому производителю просто невозможно, – отметил выступающий. – Таким образом, концепция с одной стороны призывает заниматься частным предпринимательством, создавать небольшие компании, а с другой не предполагает развития этого формата.
Илья Бельтюков обратил внимание присутствующих на то, что в концепции речь идет лишь о трех отраслях предпринимательской деятельности. В связи с этим необходимо определиться: речь идет о развитии только этих отраслей или же и о других тоже? Этот момент необходимо более четко сформулировать. И, уже отталкиваясь от этого, определить, какие направления как будут развиваться.
Далее Владимир Деревенских поделился своим опытом взаимодействия с Корпорацией МСП, который оказался весьма печальным: какой-либо внятной информации о том, в каком формате корпорация представлена в Воронеже, Владимир Борисович так и не получил. Сергей Петровский ответил, что в Воронеже функционируют Центр «Мой бизнес», Гарантийный фонд, Региональный фонд поддержки предпринимательства и Центр поддержки экспорта. Эти четыре инфраструктурных элемента поддержки предпринимательства в Воронеже имеются, хотя к их работе, конечно, также могут возникать вопросы.
Проблема тарифов требует решения
Владелец моек самообслуживания Дмитрий Барабаш высказал мнение, что трудно говорить о развитии бизнеса, когда, к примеру, киловатт электроэнергии с НДС стоит 11 рублей. Расходы на электроэнергию на мойке доходят до 280 тыс. рублей – и это не считая всего остального. Тарифы на газ растут каждый год на 10%. При этом их размер устанавливается, по мнению Дмитрия Николаевича, абсолютно произвольно. Помимо платы за газ по счетчику предпринимателям приходится платить еще и за «снабженческо-сбытовые услуги» – транспортировку газа в пределах договорного объема, что составляет еще дополнительно порядка 20% от суммы по счетчику.
– Мы в плюсовую температуру выключаем газовый котел, чтобы хоть немного сэкономить, – поделились наболевшим участники заседания.
– Так и не был решен вопрос с недобросовестной конкуренцией в этой сфере, – напомнил собравшимся Владимир Деревенских. – До сих пор существуют нелегальные мойки в частных домах, владельцы которых платят за энергоресурсы просто как обычные граждане.
Участники заседания высказали мысль, что снижение тарифов и налога на землю (кадастровая стоимость которой недавно выросла в три раза) или их хотя бы частичная компенсация в каком-либо виде стали бы хорошей мерой поддержки для развития предпринимательства в нашем регионе. У нас имеется атомная станция – это могло бы стать серьезным преимуществом для Воронежской области, привлекающим инвесторов из других краев России, если бы для бизнеса существовали специальные тарифы на электроэнергию, но этого у нас, увы, нет. У нас даже не внедрена мультитарифная система, которая имеется в других регионах. Плохо обстоят дела и с точками подключения, что является сдерживающим фактором для захода к нам крупного бизнеса.
Сергей Петровский согласился, что взаимоотношения с поставщиками и кадровая проблема – вот две главные темы для любого бизнеса. Логика здесь простая: поставщики берут с бизнеса все то, что не могут взять с населения. Но проблема тарифов лежит глубже: в структуре правительства Воронежской области нет конкретного исполнительного органа (министерства, департамента, управления), который работал бы с поставщиками. Речь идет даже не о том, чтобы снизить тариф – никто не осуществляет контроля за тем, как этот тариф расходуется, в частности – на что тратится так называемая инвестиционная составляющая. При этом все районы Воронежской области – энергетически дефицитные: энергии на развитие серьезного производства у нас нет. Сергей Владимирович подчеркнул, что в концепции обязательно должны быть отражены указанные аспекты: не снижение тарифов, а создание органа в системе ИОГВ, который работал бы с поставщиками. В результате этой работы договоры предпринимателей с поставщиками стали бы абсолютно прозрачными, без неясных позиций.
Участники круглого стола добавили, что проблемой также является наличие фирм-«прокладок» между поставщиками и бизнесом. По мнению присутствующих, решать эту проблему нужно не на региональном, а на федеральном уровне.
Коммерческий спорт не выживет без господдержки
Продолжив обсуждение концепции, Владимир Деревенских отметил, что в ней – на удивление! – есть момент, посвященный развитию коммерческого спорта, и дал слово Дмитрию Березкину, председателю комитета ТПП Воронежской области по развитию спорта и реализации социальных проектов.
– Если честно, я не вижу в концепции механизма взаимодействия между государством и сектором коммерческого спорта, – заявил Дмитрий Александрович. – То, что там есть, – это общие, обтекаемые фразы. А наша задача как раз состоит в том, чтобы наиболее полно отразить все нюансы этого взаимодействия. Возможно, это будет не концепция, а какой-то отдельный документ.
Пока что все затраты на проведение спортивных соревнований предприниматели берут на себя, никакой помощи со стороны государства в этом нет, несмотря на очевидно социальную функцию подобной деятельности, продолжил спикер. Он рассказал, что сейчас трудно найти помещения для организации занятий спортом, для проведения соревнований. Нет возможности закрыть нужды даже тех ребят, которые хотят тренироваться на коммерческой основе, уж не говоря о тех, кто хотел бы заниматься спортом безвозмездно. Коммерческий спорт, как и другие виды бизнеса, нуждается в преференциях, в льготах для своего развития: тогда он сможет давать социальную отдачу в виде бесплатных секций, занятий для инвалидов и т.д.
– Спорт всегда был дотационной вещью, – заметил Владимир Деревенских. – Сто квадратных метров, на которых занимается секция, и сто квадратных метров, отданных под производство, – это совершенно разные финансовые истории – с точки зрения арендной платы и т. д.
Собравшиеся подчеркнули, что порой инвесторы, желающие построить тот или иной спортивный объект, не могут реализовать свой замысел из-за отсутствия подходящих земельных участков. Министерство имущественных и земельных отношений Воронежской области, по их словам, ни про какие программы поддержки не знает и ни в каких концепциях не участвует. Господин Бельтюков предложил отразить в программе информацию о тех площадках, которые можно задействовать для развития территорий.
Экспортная политика у нас отсутствует
Елена Сотникова, представляющая Адвокатскую контору «Сотниковы и Партнеры», высказала мнение, что в обсуждаемой программе совершенно нет упоминания о развитии конкурентных преимуществ нашего региона – о том, какие преимущества у нас уже есть, а какие следует развивать и в каких, соответственно, отраслях экономики. Непонятно также, продолжила Елена Сергеевна, что будет являться критерием успешной реализации программы.
– Каким образом будет оцениваться результат упомянутой программы, по каким критериям? По количеству субъектов предпринимательства? По количеству рабочих мест? По количественному выражению оборота денежных средств? – задалась вопросами спикер. – Далее. Красной нитью через всю программу идет мысль об экспортном потенциале региона. Он действительно у нас есть. Однако неясно, что в рамках этой же программы предполагается сделать для его развития.
– Проблема в том, что у нас экспортом понемногу занимаются разные ведомства: аграрники, Министерство предпринимательства, торговли и туризма, даже отрасль здравоохранения присоединилась к этому – возник термин «экспорт медицинских услуг», – отметил Сергей Петровский. – Однако экспортную политику региона в целом никто не курирует и не определяет, даже концепции такой нет. Раньше этим занималось Управление по внешнеэкономической деятельности, сегодня этого нет.
Продолжая свою мысль, госпожа Сотникова процитировала фрагмент концепции, где говорилось о наблюдаемом ныне разрыве логистических экспортных цепочек.
– А они не разорвались, – констатировала выступающая. – Они просто стали другими. Очевидно, что небольшая логистическая компания, возможно, не в состоянии отслеживать экспортную ситуацию, которая меняется каждый день. Значит, должен быть какой-то орган, который должен информировать предпринимателей обо всех новых возможностях, о появляющихся логистических «коридорах» и т.д.
Бизнесменам нужны наставники
Вернувшись к вопросу оценки результатов программы, спикер обратила внимание на такой показатель, как увеличение количества субъектов МСП.
– Но как можно говорить об увеличении количества предприятий, когда у нас уже сегодня кадровый дефицит?! – снова задала риторический вопрос Елена Сергеевна. – Что толку в инвестициях и субсидиях предпринимателям, если даже для малых предприятий нет людей? А что делается областью для компенсации кадрового дефицита, непонятно.
Также неясным остается момент концепции, связанный с кооперацией крупного бизнеса и предприятий МСП. Что за этим стоит, что под этим подразумевается? По каким причинам крупные производства должны начать сотрудничать с МСП? Все эти положения остаются в концепции непроясненными.
Коснулась госпожа Сотникова и вопроса менторства в бизнесе. Она отметила, что сегодня нет какого-то общепризнанного реестра менторов, нет даже ни одного официального ментора, хотя экспертный потенциал воронежских предпринимателей не вызывает ни у кого сомнения. Молодые предприниматели нуждаются в наставничестве, хотят обращаться за помощью к более опытным игрокам на рынке (в том числе и на возмездной основе). Этот вопрос также требует проработки.
В международных платежах есть альтернатива
Еще один вопрос, который подняли участники круглого стола, касался импорта и связанных с ним проблем с платежами. Даже если предприниматели нашли пути ввоза того или иного товара в Россию, они порой не могут его оплатить, отметили присутствующие. Управляющий регионального центра «Черноземье» Совкомбанка Алексей Скрыпников, включившись в диалог, пояснил, что механизмы альтернативных платежей сегодня существуют и его банк готов оказывать предпринимателям соответствующие услуги.
Относительно обсуждаемой программы Алексей Сергеевич указал на отсутствие в ней моментов, связанных с государственно-частным партнерством, что особенно странно с учетом того, что ГЧП всегда было вполне эффективным, работающим инструментом. Именно в формате ГЧП можно было бы развивать спортивные проекты в регионе, о которых идет речь в концепции.
Говоря о тарифных дотациях как мере поддержки бизнеса, спикер высказал мысль, что гораздо эффективнее в этой ситуации проявляют себя налоговые льготы: властям проще не брать с предпринимателей лишнего, чем давать сверх обычного. Прекрасным примером здесь могут служить экономзоны, где резиденты освобождаются от налога на имущество и налога на прибыль. Именно в этом направлении «недополучения денег», по мнению выступающего, и следует развивать концепцию.
Александр Анисимов, представляющий Газпромбанк, дополнил коллегу, сказав, что если ранее его банк работал преимущественно с крупными корпоративными клиентами, сейчас происходит разворот финансовой организации в сторону МСП, в том числе и в сфере альтернативных платежей. Каждая сделка здесь происходит индивидуально, подчеркнул спикер.
«Они просто уходят»
Владелец и основатель компании «Русский редуктор» Владислав Чеботарев, взяв слово, поделился своим опытом ведения бизнеса. Обсуждаемая концепция, по его словам, декларирует создание благоприятной устойчивой экосистемы для ведения бизнеса. Для производственников такой экосистемой могли бы стать технопарки. Под цеха нужны помещения площадью 500–1500 кв. м. Но сегодня подходящих площадок нет: индустриальные парки – «Масловский», «Перспектива» – не подходят, производственникам приходится арендовать под цеха какие-то бывшие склады, гаражи и т.д. Концепция предусматривает создание технопарков, и это замечательно: технопарки сегодня – это главнейший инструмент развития производственного бизнеса.
Представитель компании «Этажи-Воронеж» Арман Аветикян рассказал, что к ним поступает множество заявок на подбор участков под организацию производств. Обращаются крупные инвесторы, проекты которых достигают 1-1,5 млрд рублей. Однако найти подходящий участок – поблизости от федеральной трассы, с логистическим центром – бывает крайне сложно. Клиенты готовы уезжать вглубь области, за 50-100 километров от Воронежа, но даже там приобретать участки, находящиеся в государственной собственности, получается долго, тяжело и проблемно. И это не говоря об инфраструктуре: просто подвести электричество к участку обходится в десятки миллионов рублей. В итоге были случаи, когда бизнесмены, видя такую ситуацию, отказывались от идеи разместить свое производство в Воронежской области.
«Это не помощь!»
Говоря о финансовой помощи предпринимателям, Владислав Чеботарев призвал разграничивать помощь бизнесу и зарабатывание на нем, приведя в пример промышленную ипотеку, которую невозможно получить на срок в 20–30 лет (что нормально для одного производственного цикла).
– Банки считают, что если они дали мне кредит не под 20%, а под 13%, то этим они мне помогли. Но это не помощь, – отметил спикер. – Помощь – это когда мне дали денег на закупку оборудования, помогли его купить и запустить. И первый платеж начинается тогда, когда прибыль с этого оборудования начинает поступать. Я сейчас плачу кредит – 800 тысяч с ноября прошлого года. А оборудование у меня заработает, дай бог, к лету. Это, называется, мне помогли.
Чтобы компенсировать нехватку кадров, необходимо повышать эффективность оборудования, продолжил господин Чеботарев. То есть оборудование должно быть современным, высокотехнологичным. И чтобы привезти это оборудование из того же Китая, нужно все круги ада пройти. И все это ложится на плечи самого предпринимателя. А структуры, призванные ему помогать, оказываются в этом вопросе не слишком полезными.
– Я получил такой помощи ноль, – посетовал спикер.
На самом деле инструменты поддержки МСП есть, но необходимо работать над механизмами их реальной доступности для малых и средних предпринимателей, сделали вывод присутствующие.
Владимир Деревенских добавил, что система оказания помощи предпринимателям сегодня устроена таким образом, что помощь чаще и охотнее выделяется успешным предприятиям с большим штатом сотрудников. А начинающим предпринимателям, еще никак себя не проявившим, с маленьким штатом, получить поддержку от государства гораздо сложнее. Хотя суть поддержки, по логике вещей, как раз и состоит в том, чтобы помогать начинающим.
Присутствующие высказали мысль, что банк – это финансовая организация, целью которой является получение прибыли. Для финансирования же инвестиционных проектов МСП должен существовать иной инструмент, для которого получение прибыли не будет главной целью.
И снова о ГЧП
Обратились собравшиеся и к опыту Китая в организации крупных компаний, составляющих костяк той или иной отрасли экономики, признав существующие там бизнес-модели в достаточной степени успешными и отметив при этом, что вместо коммерческих займов китайские предприниматели получают от государства субсидии – без процентов. И модель ГЧП в наших реалиях могла бы выступить в качестве основной, что и следовало бы отразить в рассматриваемой концепции.
На это другая часть предпринимателей возразила, что требования к потенциальным участникам государственно-частного партнерства достаточно высоки, отсеивается до 90% желающих. Остается вариант муниципально-частного партнерства, но здесь речь, как правило, идет не о производстве, а о решении местных проблем: здесь можно взять в концессию подземный переход, парк отдыха, банно-прачечный комбинат и т.д. Но наш муниципалитет эту тему развивает слабо – видимо, потому, что не знает, как ее следует развивать.
Вернувшись к обсуждению кадрового вопроса, участники круглого стола отметили, что коренным решением проблемы кадрового голода стало бы возвращение государственного среднеспециального образования (ПТУ), однако сейчас сбудет проблематично даже обеспечить эти учебные заведения преподавательским составом. Пока же предприниматели занимаются переманиванием специалистов друг у друга.
ЭКГ-рейтинг: слишком мало информации
Затронули собравшиеся и тему ЭКГ-рейтинга, в который сейчас внесены все предприятия России. Информации об этом рейтинге, его критериях и преференциях, которые могут получить предприятия, находящиеся на лидирующих позициях этого рейтинга, пока недостаточно, отметили присутствующие. В то же время власти утверждают, что поддержка МСП со стороны государства во многом будет определяться с учетом позиции тех или иных предприятий в данном рейтинге. Владимир Деревенских предложил оформить запрос в министерство экономического развития, чтобы они пояснили, что это за рейтинг, каковы его критерии и какие льготы этот рейтинг предусматривает.
В финальной части мероприятия, резюмируя услышанное, Илья Бельтюков предложил осуществить «контрольные закупки» по озвученным мерам поддержки МСП: пройти последовательно все этапы, необходимые для получения той или иной меры поддержки бизнеса, и посмотреть, какие из них вызывают наибольшие затруднения у владельцев компаний и предприятий, с тем чтобы выработать свои предложения по упрощению той или иной процедуры.
На этом круглый стол завершил свою работу.