26 декабря 2019 г., 16:00

Заседание комитета (26.12.2019)

26 декабря в конференц-зале БЦ «Романовский» состоялось заседание комитета по инвестиционному развитию и международному сотрудничеству Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» под председательством Данила Кустова (ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам»). В заседании приняли участие заместитель руководителя департамента экономического развития Воронежской области Павел Командоров, вице-президент Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» Илья Бельтюков, общественный представитель АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в Воронежской области Дмитрий Остроушко.

Первым вопросом повестки дня заседания значилось рассмотрение итогов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации – 2019. 

– В 2019 году Воронежская область заняла, к сожалению, только 15-е место Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, – сообщил, открыв заседание, Данил Кустов. – Если в 2018 году мы были седьмыми, то в этом году упали на восемь позиций. Задача, которую поставил перед нами губернатор, – вернуться в лидирующую десятку.

О причинах падения рейтинга и планах по изменению сложившейся ситуации присутствующим доложил Павел Командоров. Он прежде всего отметил, что и 15-е место в нацрейтинге – это очень неплохая позиция, поскольку лидерами Нацрейтинга считаются первые 20 регионов. Попадание же в первую десятку – это еще и результат политических усилий. Также нужно учитывать и корреляцию различных экономических показателей региона: скорей всего, невозможно иметь высокий интеллектуальный потенциал региона и третью по объему экономику с триллионом ВРП и при этом находиться по объему инвестиций в конце всей Российской Федерации. Соответственно, и инвестиции было бы невозможно привлекать и производить весь тот региональный продукт, если бизнесу это было бы некомфортно на территории области. Таким образом, деловые партнеры, приходя в регион, обращают внимание не только на то, насколько здесь комфортно осуществлять взаимодействие с местным бизнесом, но и смотрят на то, насколько комфортно здесь общаться с властью. И Нацрейтинг затрагивает ту часть информации, которая для вдумчивой организации особенно важна: регуляторная среда (получение разрешений, согласований), институты для бизнеса (поддержка со стороны государства, сопровождение проектов по принципу «одного окна»), инфраструктура и ресурсы (наличие индустриальных парков, возможность технологического присоединения), поддержка малого предпринимательства (наличие и качество центров поддержки, консультирование).

Что же касается снижения нашей позиции с 7-й до 15-й, продолжил Павел Владимирович, то это во многом объясняется тем, что в прошлом году наш индекс рейтинга составлял 272 пункта, в то время как в этом году он насчитывал лишь 270 пунктов: всего два пункта Нацрейтинга стоили Воронежской области  сразу восьми позиций. Очевидно, это случилось потому, что, пока другие регионы (например, Тюменская область), образно говоря, «бежали галопом», наша область, закрепившись на определенных позициях, старались за них держаться, а этого оказалось мало. Из 44 показателей треть нами была улучшена, но также треть – ухудшена, что еще раз показывает, что мы формально остались на своем месте.

Одним из существенных факторов, негативно сказавшихся в этом году на результатах рейтинга, стало указываемое предпринимателями количество проверок МСП со стороны контролирующих органов. При этом бизнесмены зачастую не видят разницы между проверками со стороны региональных структур (количество проверок со стороны которых сейчас усилиями облправительства сведено к минимуму) и федеральных структур (на которые региональные власти если и могут повлиять, то в незначительной мере). При опросе же бизнесмены указывают, что проверок было много, не проводя различий между региональными и федеральными проверяющими, что и отражается в итоге на позиции нашей области в рейтинге.

– Если мы хотим наш показатель в этой части поднять, нужно собирать предпринимателей и объяснять им текущее положение дел, – подчеркнул Илья Бельтюков. – Нужно, объяснять, что такое этот рейтинг, на что он влияет. Если людям не рассказывать, не общаться с ними, исправить результат 2019 года не получится.

Данил Кустов предложил в этом вопросе учитывать положительный опыт других регионов. Он усомнился, что контролировать план проверок со стороны как федеральных, так и региональных структур должен департамент экономического развития (как это происходит сейчас). По его словам, возможно, контрольное управление облправительства справилось бы с этими функциями лучше. Или же, может быть, необходим какой-то специальный контрольный орган при губернаторе.

– Нужно смотреть, у кого это эффективнее получается, – резюмировал господин Бельтюков. – Здесь без анализа не обойтись. У Татарстана есть в этом смысле положительный опыт, к которому можно было бы присмотреться.

То же самое относится и к оценке регулирующего воздействия, отметили присутствующие: далеко не все предприниматели понимают, что это такое, и способны эту оценку осуществить. А этот показатель тоже существенно влияет на рейтинг нашего региона.

Завершая обсуждение первого вопроса повестки дня, участники заседания постановили в январе 2020 года заслушать и обсудить предложения по решению данного вопроса с привлечением широкого круга экспертов из числа предпринимателей.

Вторым вопросом значилось рассмотрение подготовки поправок правительства РФ к пакету законопроектов в сфере защиты и поощрения капиталовложений и развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Данил Кустов пояснил, что проекты законов прошли первое чтение, как раз на этой стадии в них можно вносить поправки и дополнения. С анализом предлагаемых законопроектов перед собравшимися выступил начальник информационно-аналитического отдела ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» Андрей Алексеев.

– Дискуссия о поощрении и защите капиталовложений в правительстве в целом еще не закончена, – отметил Андрей Константинович. – Пакет законопроектов, внесенный в Госдуму, основывается на предложениях Минфина. Он выглядит одним из важнейших законопроектов последних лет. Если нормы, заложенные в него, будут работать, то для части крупных инвесторов, которые вкладывают средства в Российскую Федерацию, его значение сложно переоценить.  

По его словам, если говорить о поправках, то законопроект, например, предполагает следующее нововведение:  для инвесторов при общем инвестиционном режиме законы и нормативные акты, ухудшающие условия ведения бизнеса, вступают в силу не ранее чем через три года после дня их официального опубликования. Однако, подчеркнул докладчик, время реализация любого инвестиционного проекта часто имеет долгосрочный характер. Поэтому установленный законом срок может свести на нет положительный эффект в сфере инвестиционного климата, если время реализации проекта превышает эти три года. Соответственно, необходимо дополнительно проанализировать возможность и целесообразность увеличения этого срока до пяти-семи лет. 

Также господин Алексеев проинформировал собравшихся и о других предложенных поправках в законопроекты. 

Выслушав спикера, Данил Кустов предложил присутствующим подготовить от комитета по инвестициям ТПП предложения и дополнения в упомянутые законопроекты. Они могут касаться, например, объемов инвестиций, при которых предприятия подпадают под действие данного закона, уточнил Данил Александрович.

Третьим вопросом заседания значилась презентация частного индустриального парка, с которой выступил предприниматель, руководитель проекта «Индустриальный парк «Воронеж» Сергей Ревин. По его словам, ИП «Воронеж» – самый молодой среди индустриальных парков нашего региона: он создан 16 июля 2019 года. Управляющей компанией является ООО «Атомснаб». В конце года ИП «Воронеж» стал членом Ассоциации индустриальных парков. Находится парк в Новоусманском районе. Первая очередь ИП занимает площадь в 26,2 гектара. Общая площадь парка согласно планам достигнет 217 гектаров. Функционально «Воронеж» разделен на четыре зоны. Одна из них – это земли для предоставления резидентам в собственность. Определенная часть парка выделена под строительство двух промышленных зданий в рамках программы Минэкономразвития по поддержке малого и среднего бизнеса – для сдачи площадей в аренду на льготных условиях. Какой-либо четкой специализации у «Воронежа» нет. Разместить первых резидентов парк планирует в начале 2021 года.

– Нужно понимать, что размещение резидентов в частном парке и в государственном сильно отличается, – заметил Данил Кустов. – Если предприниматель хочет в государственном парке получить в аренду участок и потом выкупить его, то эта процедура займет от трех до шести месяцев. А в частном парке они могут заключить договор купли-продажи и стать собственниками в течение 10 дней.

В разделе «Разное» Илья Бельтюков в очередной раз поднял вопрос о том, что руководство региона готово выслушать предложения от представителей бизнеса, касающиеся мер государственной поддержки предпринимателей, в том числе в дополнение к уже имеющимся. Обсуждение этой темы было решено продолжить на следующем заседании.