Аналитическая записка ТПП РФ о состоянии и проблемах законотворчества

16 июня 2021 г.

№ 165, апрель 2021 года

В ТПП РФ состоялся XIII Форум по интеллектуальной собственности

28 и 29 апреля под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности был проведен в смешанном формате XIII Международный форум ТПП РФ «Интеллектуальная собственность – XXI век». На площадках Форума состоялись 6 тематических круглых столов:

- «Актуальные вопросы охраны и защиты прав на товарные знаки и иные средства индивидуализации»;
- «Коммерциализация интеллектуальной собственности и трансфер технологий: задачи, инструменты и решения»;
- «Франшиза. Налоговые и корпоративные риски при использовании объектов интеллектуальной собственности»;
- «Защита интеллектуальных прав в фармацевтическом секторе»;
- «Актуальные вопросы правовой охраны программ для ЭВМ и распоряжения правами на них»;
- «Управление интеллектуальной собственностью в бизнесе».

29 апреля состоялось пленарное заседание Форума с участием Президента ТПП РФ Сергея Катырина, Вице-президента Палаты Вадима Чубарова, заместителя руководителя Роспатента Андрея Солоновича, представителя Всемирной организации интеллектуальной собственности Заурбека Албегонова, Председателя Суда по интеллектуальным правам Людмилы Новоселовой, заместителя Генерального директора ПАО «КАМАЗ» Ильдара Шамилова, директора по нематериальным активам ПАО «АФК «Система» Дмитрия Маркина, исполнительного директора Национальной ассоциации трансфера технологий Алексея Филимонова и др.

К участникам Форума с видеоприветствием обратился Генеральный директор ВОИС господин Дарен Танг. В рамках пленарного заседания состоялась церемония вручения золотой медали ВОИС российскому изобретателю Константину Чайкину. С основным докладом выступил Президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Президент ТПП РФ Сергей Катырин в своем выступлении обозначил несколько важных направлений, по которым бизнесу и власти, научному сообществу следует, по мнению Палаты, активно взаимодействовать: вопросы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, использования инновационного ваучера, преодоления дефицита финансовых ресурсов у правообладателей и авторов.

Президент Палаты предложилускорить принятие Государственной Думой законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О патентных поверенных», а также отметил, что требуют доработки и нормы проектируемого КоАП РФ в части вопросов интеллектуальной собственности.

Сергей Катырин констатировал, что в настоящее время в стране отсутствуют законодательно установленные критерии определения выставок как официальных и официально признанных международных и предложил устранить данный пробел в законодательстве.

Палата имеет большой практический опыт урегулирования предпринимательских споров путем медиации (при Палате действует Коллегия посредников по проведению примирительных процедур, а в системе ТПП РФ – более 60 таких коллегий (центров медиации). При поддержке федеральной палаты в Суде по интеллектуальным правам работает Комната примирения. Медиаторы Коллегии посредников при ТПП РФ участвуют в урегулировании споров в области интеллектуальной собственности на стадии судебного разбирательства. По мнению Сергея Катырина,нужно шире использовать опыт Палаты в сфере интеллектуальной собственности.

Заместитель руководителя Роспатента Андрей Солонович в своем выступлениирассказал о ситуации с интеллектуальной собственностью в России. Пандемия внесла свои коррективы, но лишь на 1,5% снизилось количество заявок на изобретения в 2020 году (в декабре 2020 года уже был «взрывной» рост заявок). Очень многие из них были связаны с противодействием вирусу (лекарства, аппараты и т.д.). На 15% выросло количество российских заявок на товарные знаки.

Роспатент за последнее время заметно снизил сроки рассмотрения заявок на готовые изделия; по остальным направлениям работы сроки также серьезно снижаются. Заместитель руководителя Роспатента также отметил, что нужны серьезные изменения нормативно-правовой базы, крайне важно, например, предусмотреть налоговые стимулы.

Форум широко был освещен в СМИ, мероприятия Форума транслировались в сети «Интернет» на YouTube-канале и в конференциях Zoom. Резолюция Форума с рекомендациями будет направлена в органы государственной власти Российской Федерации.

Палата не поддерживает введение ответственности за нарушение правил обращения с цифровой валютой при отсутствии самих правил

В Государственно-правовое управление Президента РФ направлены результаты рассмотрения Палатой двух проектов федеральных законов, разработанных Минфином России.

Первым предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей 199.5, в которой устанавливается ответственность за систематическое нарушение обязанности представлять в налоговые органы отчет об операциях с цифровой валютой. Для наступления уголовной ответственности сумма операций должна составлять свыше 15 млн. рублей.

Палата выразила отрицательное мнение по законопроекту, посчитав избыточным дополнение УК РФ новой статьей. По мнению ТПП РФ, в действующем Уголовном кодексе РФ уже установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, а предлагаемые к криминализации действия по своей сути являются способами уклонения от уплаты налогов.

Палата считает, что формальное нарушение обязанности по представлению в контролирующий орган каких-либо документов не может признаваться преступлением и регулироваться уголовным законом. 

Кодекс РФ об административных правонарушениях предлагается дополнить двумя новыми статьями, устанавливающими административную ответственность незарегистрированных в определенном порядке операторов информационных систем за выпуск цифровых финансовых активов в информационных системах, а также за нарушение правил совершения сделок с цифровыми финансовыми активами и цифровыми правами. 

Вместе с тем на сегодняшний день законодательство не содержит как таковых правил совершения сделок с цифровыми финансовыми активами при их приеме в качестве оплаты за товары, выполняемые работы или оказываемые услуги.Отсутствует ведомственный порядок и правила представления отчетности в случае совершения операций с цифровыми финансовыми активами и цифровыми валютами.

В этой связи вводимые в КоАП РФ новые составы представляются юридически некорректными, не конкретизированными, дающими широкое поле для возможного трактования и, как следствие, широкие возможности для необоснованного привлечения лиц к административной ответственности.

По мнению ТПП РФ, размеры нижней и верхней границы штрафа для юридических лиц за совершение указанных действий также необоснованно завышены, так как подобные правонарушения не влекут за собой последствий, соответствующих размеру предлагаемого наказания. 

Кроме того, Палата считает, что к административной ответственности по новым статьям КоАП РФ не могут привлекаться граждане, которые в соответствии с действующим законодательством не могут выступать в качестве оператора информационных систем и, соответственно, субъектами данных правонарушений не являются.

Мнение Палаты поддержано бизнес-сообществом и учтено Минэкономразвития России в заключении по законопроектам о необоснованности введения административной и уголовной ответственности за нарушение правил обращения с цифровой валютой.

Региональные законы о ТПП

12 апреля подписан Закон Самарской области № 29-ГД «О внесении изменения в статью 5 Закона Самарской области «О Торгово-промышленной палате Самарской области». Согласно внесенному изменению Палата выступает в соответствии с Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

В настоящее время действуют три десятка региональных законов о торгово-промышленных палатах субъектов Федерации (https://tpprf.ru/ru/reg_docs/).

ТПП РФ предложила усилить права собственников объектов интеллектуальной собственности при прохождении таможенных процедур

Палата предложила профильным государственным органам предусмотреть возможность по запросу правообладателей включать в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) и географические указания.

В отношении этих объектов интеллектуальной собственности, находящихся в товарах, помещаемых под таможенные процедуры, таможенные органы смогут по решению правообладателей принимать меры по защите прав собственников, в частности, приостанавливать срок выпуска товаров.

Сейчас таможенные органы в обязательном порядке защищают права собственников объектов авторского права и смежных прав, товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований мест происхождения товара, включенных по инициативе правообладателей в таможенный реестр, а также в случае обнаружения признаков нарушения прав правообладателей. 

При этом в отношении объектов патентного права и географических указаний такая процедура защиты законом не предусмотрена.

Палата считает, что реализация ее предложений позволит защитить права всех собственников объектов интеллектуальной собственности при прохождении таможенных процедур, а также исключить возможные финансовые потери правообладателей в случае незаконного использования третьими лицами результатов их интеллектуальной деятельности. 

Палата внесла предложения вручать предпринимателям копию протокола осмотра помещения

Палата инициировала поправки в законодательство о расширении гарантий соблюдения прав предпринимателей в уголовном судопроизводстве.

Подготовленный законопроект основан на поступающих на Цифровую платформу «ЗАБИЗНЕС.РФ» обращениях представителей бизнеса об оспаривании законности изъятия собственности и предлагает предусмотреть в статье 177 «Порядок производства осмотра» УПК РФ обязанность правоохранительных органов вручать копию протокола осмотра представителю администрации организации, если он присутствовал при производстве осмотра. 

Сейчас УПК РФ такую процедуру не предусматривает, несмотря на то, что при осмотре может изыматься имущество, документы и предметы и предприниматель лишается права владения собственностью организации на значительное время.

Не обладая документом, в котором зафиксирован факт изъятия документов и имущества, предприниматели лишаются возможности обосновать, к примеру, неисполнение договорных обязательств и своевременного предоставления налоговой отчетности, а также мотивированно обжаловать действия силовиков, если считают, что изъятие собственности произведено с нарушением закона.

Палата считает, что предлагаемые дополнения обеспечат сбалансированный правовой подход к защите прав предпринимателей.

ТПП РФ рекомендует не привлекать к уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей и пошлин без административной преюдиции

ТПП РФ направила в Государственную Думу заключение по проекту федерального закона № 1112250-7 «О внесении изменений в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предложено установить уголовную ответственность не только за уклонение от уплаты таможенных платежей, но и за уклонение от уплаты специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. 

Поддерживая актуальность совершенствования законодательного регулирования взыскания таможенных пошлин в доход государства, Палата предложила предусмотреть в законопроекте возможность привлекать лиц к уголовной ответственности за уклонение от таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин только в случае, если ранее они были подвергнуты административному наказанию за аналогичное деяние.

За аналогичные деяния в статьях 16.1, 16.2, 16.3 КоАП РФ уже установлена административная ответственность. На юридических, физических и должностных лиц может быть наложен административный штраф. Административное воздействие показало свою эффективность: согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в первом полугодии 2020 года за совершение указанных правонарушений привлечено 7817 лиц, которым назначено наказание в виде штрафа на общую сумму более 121 млн. рублей, тогда как за преступление, предусмотренное статьей 194 УК РФ, всего лишь с 4 лиц взыскано 600 тыс. рублей штрафа.

По мнению ТПП РФ, установление административной преюдиции даст возможность предупреждения преступлений путем привлечения лиц (в том числе представителей бизнеса) к административной ответственности за аналогичное правонарушение, а также будет способствовать либерализации уголовно-правовой политики в экономическом секторе.

Палата считает, что законопроект Минфина России об усилении уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней нуждается в доработке

ТПП РФ рассмотрела разработанный Минфином России проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который, в частности, расширяет перечень преступных деяний, связанных с оборотом драгоценных металлов и камней.

По результатам рассмотрения профильным государственным органам обозначены следующие предложения:

1. Положения части 4 статьи 191 УК РФ в редакции законопроекта  предусматривают уголовную ответственность за совершение сделки в нарушение правил, установленных законодательством РФ, а также за незаконное хранение, перевозку или пересылку заведомо незаконно аффинированных драгоценных металлов. Этим же законопроектом предлагается ввести в части 4 статьи 192 УК РФ уголовную ответственность за аналогичные деяния.

Указанные нормы дублируют друг друга, что способствует возникновению конкуренции норм уголовного законодательства и неопределенности в правоприменении. В этой связи рекомендовано исключить из законопроекта изменения в часть 4 статьи 192 УК РФ, дополнив часть 4 статьи 191 УК РФ нормой об ответственности за незаконный сбыт драгоценных металлов, камней и незаконно аффинированных драгоценных металлов.

2. Частью 1 статьи 192 УК РФ в редакции законопроекта предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству драгоценных металлов или камней.

По мнению Палаты, уголовная ответственность за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж утратила свое значение, поскольку это уклонение может охватываться единым умыслом на совершение преступления, связанного с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней, предусмотренного статьей 191 УК РФ. Само по себе уклонение не несет общественной опасности и не может являться преступлением в соответствии со статьей 14 УК РФ. 

Кроме этого, предусмотренная ответственность противоречит нормам Федерального закона от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», которыми не установлена прямая обязанность субъектов добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней продать их только государству.

С учетом изложенного Палата предлагает исключить часть 1 статьи 192 УК РФ, а статьи 15.45, 15.46 КоАП РФ дополнить положениями об административной ответственности за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж драгоценных металлов и за уклонением от продажи в приоритетном порядке государству добытых из недр драгоценных металлов или драгоценных камней. 

Палата предлагает стимулировать охрану результатов интеллектуальной деятельности

Палатой разработан проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». 

Законопроект направлен на совершенствование гражданского законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности и стимулирование правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении работ по контрактам для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статьи 1373 ГК РФ, если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит не РФ и не ее субъектам, то патентообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца для государственных или муниципальных нужд.

При этом, если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, получен совместно на имя исполнителя и Российской Федерации, исполнителя и субъекта Российской Федерации или исполнителя и муниципального образования государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование таких изобретения, полезной модели или промышленного образца в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

Пунктом 4 ст. 1370 ГК РФ императивно определено, что лицом, которое обязано выплачивать соответствующее вознаграждение автору результата интеллектуальной деятельности, является его работодатель. 

Таким образом, при предоставлении третьему лицу соответствующей лицензии по требованию государственного или муниципального заказчика, а также при предоставлении такому лицу непосредственно лицензии государственным или муниципальным заказчиком, являющимся совладельцем патента, вознаграждение автору служебного результата интеллектуальной деятельности продолжает выплачивать его работодатель, а не государственный или муниципальный заказчик. 

Палата полагает, что такой подход фактически наносит экономический ущерб работодателю автора и в целом не стимулирует правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд. 

Законопроектом Палаты предлагается пересмотреть данный подход и установить, что в случае предоставления третьему лицу соответствующей лицензии по требованию государственного или муниципального заказчика, а также при предоставлении такому лицу непосредственно лицензии государственным или муниципальным заказчиком, являющимся совладельцем патента, вознаграждение автору служебного результата интеллектуальной деятельности выплачивает государственный или муниципальный заказчик, а не работодатель автора.

Законопроект направлен в Правительство РФ на официальный отзыв. 

Коротко:

5 апреля в Государственную ДумуПравительством РФ внесен проект федерального закона № 1143531-7 «О внесении изменений в статью 171-1 Уголовного кодекса Российской Федерации».Законопроектом предлагается дополнить диспозиции частей первой и третьей статьи 171.1 УК РФ «»Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации», установив ответственность не только за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции либо продовольственных товаров соответственно без маркировки и (или) нанесения информации, но и за те же действия с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров.

5 апреля подписан Федеральный закон № 76-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», положениями которого установлены более низкие размеры штрафов в отношении небольших финансовых организаций.

До внесения этих поправок санкции, предусмотренные статьями 19.5 и 19.7.3 КоАП РФ, в равной степени налагались как на крупные организации финансового рынка (например, банки), так и на небольшие организации - кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, ломбарды и микрофинансовые организации.

5 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 1143311-7 «О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается дополнить статью 30.12 КоАП частью 6, предусматривающей возможность обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (о нарушении таможенных правил), решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов не только лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП, но также собственником имущества, явившегося орудием совершения или предметом такого правонарушения  за исключением случаев, если такое правонарушение связано с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Для обжалования вступивших в законную силу постановлений и решений предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока по ходатайству добросовестного собственника.

Судья, вынесший постановление о назначении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, должен приостановить исполнение постановления в случае подачи жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до ее рассмотрения. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое немедленно направляется в орган (должностному лицу), приводящим это определение в исполнение.

6 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 1144920-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов».

Законопроектом предлагается включить в перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных в исполнительном производстве, идентификационный номер налогоплательщика должника-организации, внести изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которым в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе должны быть указаны дата и место рождения истца (взыскателя) и ответчика (должника). Также законопроектом предусмотрено использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия для информационного обмена с банками и иными кредитными организациями, налоговыми органами, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на имущество.

6 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 1144921-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе».Законопроектом предлагается внести изменения в АПК РФ, ГК РФ, КоАП РФ и КАС РФ, направленные на совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве, а также закрепление возможности удаленного участия в судебных заседаниях с использованием личных средств коммуникации пользователей.

Согласно законопроекту исковое заявление, заявление, жалоба и др. могут быть поданы в суд в электронном виде посредством системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо через информационную систему ВС РФ, либо через систему электронного документооборота участника процесса посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Законопроект создает правовую основу для использования уже имеющихся в судах возможностей подачи документов в электронном виде и удаленного участия в судебных заседаниях, а также учитывает планируемые в этой сфере изменения в рамках реализации мероприятий суперсервиса «Правосудие онлайн».

6 апреля Правительством РФ внесен в Государственную Думу законопроект    № 1144919-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах».Законопроект направлен на установление возможности продления сроков эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах на основании решения руководителя эксплуатирующей организации. Целями законопроекта является снижение расходов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, связанных с необходимостью продления сроков эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений.

7 апреля в Государственную Думу Верховным Судом РФ внесен проект федерального закона № 1145538-7 «О внесении изменения в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается установить, что апелляционные жалобы (представления) на промежуточные решения, принятые в качестве суда первой инстанции верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом, рассматриваются судьей апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда единолично.

12 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 1148254-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации».

Законопроектом предлагается в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС упростить механизм применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, предусмотренный федеральным законодательством об особых таможенных зонах и свободных экономических зонах.

Также вносятся изменения, направленные на формирование механизма завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны для отходов, полученных на территории Калининградской области, при их вывозе на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза.

19 апреля Правительством РФ внесен в Государственную Думу законопроект № 1153945-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования порядка предоставления земельных участков в Арктической зоне).

В соответствии с законопроектом предлагается распространить действие программы «Дальневосточный гектар», позволяющей гражданам бесплатно получить земельный участок не только для строительства жилого дома, ведения хозяйства, но и для занятия предпринимательской деятельностью, на другие территории Арктической зоны России, Севера, Сибири и Дальнего Востока.
______________________________________________________________________
Департамент законотворческой деятельности (proekt@tpprf.ru)