21.03.2025
Заседание профильного комитета ТПП Воронежской области состоялось в рамках работы транспортно-логистического форума Черноземья
19 марта в рамках II Межрегионального специализированного транспортно-логистического форума Черноземья состоялось выездное расширенное заседание комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике под председательством Ивана Корнюшкина (ЗАО «Воронежтранссервис»).
Основной темой прошедшего мероприятия стало обсуждение вопросов формирования системного подхода к решению проблем общественного транспорта Воронежской области, в том числе за счет ускоренного развития цифровых технологий. В нем приняли участие представители городских и областных органов власти, руководители компаний-перевозчиков, представители общественных организаций, занимающихся вопросами пассажирского транспорта.
Открыл мероприятие вице-президент ТПП Воронежской области Илья Бельтюков. Он поприветствовал собравшихся от лица палаты и отметил важность проблем, вынесенных на повестку дня.
Далее слово взял первый заместитель главы администрации по городскому хозяйству городского округа город Воронеж Алексей Рыженин, рассказавший о стратегии развития пассажирского транспорта с учетом пространственного формирования территории областного центра – города Воронежа. Он напомнил, что сегодня сеть городского транспорта Воронежа состоит из 70 автобусных маршрутов и трех троллейбусных. На них курсируют порядка 1200 автобусов, из них 335 – малого класса, 513 – среднего и 336 – большого. В системе городского пассажирского транспорта работают муниципальные компании «Воронежпассажирстранс», ПАТП-3 и 14 частных предприятий.
– Работа по цифровизации отрасли происходит, хотя и не теми темпами, какими хотелось бы, – сообщил Алексей Иванович. – При этом наша практика показывает, что отдавать все процессы на откуп исключительно искусственному интеллекту пока рано. Сегодня мы используем ИИ для прорисовки схем пересечения перекрестков при строительстве новых дорог, для планирования и прогнозирования количества заторовых явлений. Но иногда та информация, которая предоставляется искусственным интеллектом, значительно отличается от той фактической ситуации, которая имеется.
Среди проблем, наиболее актуально стоящих в отрасли, господин Рыженин упомянул не вполне четкое исполнение перевозчиками графиков выхода транспорта на линии, соблюдения требуемого количества выходящей техники, а также заторовые явления, которые не позволяют перевозчикам следовать графику движения автобусов по маршруту. Решением последней проблемы является организация выделенных полос на магистральных улицах города, их положительное влияние на ситуацию отмечают и пассажиры, и водители общественного транспорта. Следующий шаг – увеличение количества автобусов большой вместимости на дорогах, чтобы перевозить большее количество пассажиров меньшим количеством транспортных средств. Может быть задействован и особо крупный класс – так называемые автобусы-«гармошки». В то же время полностью отказываться от автобусов малого класса не следует: они могут работать в стесненных условиях, на второстепенных улицах.
Отвечая на вопросы присутствующих, Алексей Рыженин упомянул, что сейчас проводятся переговоры и консультации по тестовому приобретению для города троллейбусов с большим автономным ходом. Это позволит курсировать им там, где нет троллейбусной контактной сети, а также не быть причиной заторов на дороге в случае отключения электроэнергии.
Говоря о возможном внедрении электробусов, Алексей Иванович отметил, что этот вид транспорта требует создания развитой и достаточно дорогостоящей инфраструктуры для подзарядки и обслуживания. Есть сложности и в плане экологии: придется заниматься утилизацией отслуживших свой срок мощных электрических батарей. Однако от идеи ввода электробусов на воронежские дороги власти не отказываются.
Следом с докладом об основных направлениях развития воронежского транспорта общего пользования на среднесрочную перспективу выступил заместитель министра промышленности и транспорта Воронежской области по транспортному блоку Максим Захаров. Одной из главных проблем отрасли Максим Алексеевич назвал дефицит водительских кадров. По его словам, работа с потенциальными водителями через рекрутинговые агентства и повышение заработной платы не дают должного эффекта, поскольку более выгодные условия в смежных областях экономики способствуют перетеканию водительского состава туда. Выходом могло бы стать обучение студентов воронежских вузов на водительскую категорию. В частности, это можно реализовать в лесотехнической академии, где на кафедрах автомобильного факультета уже происходит обучение студентов на категорию B. При наличии необходимой базы там готовы обучать желающих и на категорию D (водители автобусов).
Еще один важный вопрос – качество подвижного состава. Имеющийся индекс качества жизни содержит порядка восьми показателей, которые касаются пассажирского транспорта. Есть также поручение президента России по доступности транспорта для маломобильных граждан и KPI по росту подвижного состава. К сожалению, в этом году условия по приобретению новых единиц пассажирского транспорта ухудшились: если ранее можно было рассчитывать на 60% скидки от стоимости автобусов и лизинг под 12%, то сейчас скидка будет 40% от полной стоимости и ставка по лизингу достигнет 28%. Варианты субсидий региону со стороны федерального центра рассматриваются, но там есть свои нюансы: чем лучше экономические показатели региона (а у нас они достаточно хорошие), тем меньше размер субсидии – вплоть до нуля. Таким образом, можно сказать, что регион и транспортные предприятия остаются с этой проблемой один на один. Однако планы по приобретению подвижного состава у региона на этот год есть – и для Воронежа, и для районов области.
Далее слово взял Иван Корнюшкин, высказавший предложения по развитию кадрового потенциала общественного транспорта на основе рекомендаций Союза транспортников России. Проблема дефицита водителей общественного транспорта в последние годы является основной и сдерживает развитие отрасли. Государство уделяет большое внимание закупке подвижного состава, в то время как с водительскими кадрами сложилась крайне сложная ситуация. По экспертным оценкам, в России дефицит ныне составляет 30%, а в некоторых регионах – до 50%. Такое положение дел характерно и для Воронежской области. Из-за этого сокращается маршрутная сеть, имеются проблемы с выходом подвижного состава на линию. Снижается престиж профессии водителя, чему способствует низкая заработная плата.
Что предлагается предпринять в этой ситуации? Союз транспортников России предлагает некоторые меры. Во-первых, следует ввести единую систему классности водителей, выполняющих перевозки пассажиров автобусами по маршрутам регулярных перевозок. Во-вторых, водителей, выполняющих перевозку пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах, следует приравнять в праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости к водителям, работающим на городских пассажирских маршрутах. В-третьих, при разработке госпрограмм по закупке автобусов в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» включить обязательное требование к региональным органам власти о разработке и реализации мероприятий, направленных на предоставление социальных гарантий водителям общественного транспорта, улучшение условий их труда, организацию и софинансирование обучения и переобучения.
Следует заметить, что уровень заработной платы водителей во многом зависит от величины начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), продолжил Иван Евгеньевич. В связи с этим необходимо обеспечить недопущение снижения начальной (максимальной) цены контракта. Этому должна способствовать конструктивная совместная работа Минфина и Минтранса.
Для решения кадровой проблемы следует смелее внедрять инновационные экономические механизмы, основанные на передовых технологиях, в первую очередь – на цифровизации: заполнение электронных путевых листов, внедрение дистанционной системы медицинских и технических осмотров, расширение практики применения тахографов и т. д.
О тахографах следует сказать отдельно, продолжил спикер. Проблема текучести водительских кадров во многом обусловлена переработкой водителями, работающими на муниципальных маршрутах. Однако решение по применению тахографов в городских условиях работы общественного транспорта неоднократно переносится на федеральном уровне, что существенно влияет на закрепление кадров на транспортных предприятиях.
Далеко не все проблемы отрасли пассажирских перевозок следует решать на федеральном уровне. На региональном уровне предлагается разработать и реализовать комплекс мер поддержки и софинансирования отрасли из регионального и местных бюджетов, включая предоставление ведомственного или социального жилья, привлечение граждан (в том числе женщин) к профессии водителя автотранспортных средств общего пользования, оказание поддержки рекламными и агитационными материалами в СМИ по приобретению профессии водителя, оптимизацию графиков работы водителей в целях сокращения времени неоплачиваемого перерыва между частями рабочего дня (смены), организацию финансовой поддержки вплоть до организации бесплатного обучения профессии водителя на определенных условиях (например, на условиях подписания договора с автотранспортным предприятием о работе в нем после обучения), бесплатную доставку или компенсацию поездки на такси водителей общественного транспорта на работу и с работы, если рабочим графиком предусмотрен ранний выход или позднее окончание смены и т. д.
– Многое из этого можно сделать самим, на местах, – констатировал Иван Корнюшкин. – Если мы будем работать по этим вопросам предметно, то мы в итоге достигнем того, что каждый наш пассажир и каждый водитель почувствуют перемены к лучшему.
Об опыте внедрения электронного документооборота на транспорте как эффективного механизма цифровизации технологических процессов транспортных компаний участникам заседания рассказала руководитель проектов электронных перевозочных документов ООО «ТАКСКОМ» Елизавета Егорова. Она подробно остановилась на последних нововведениях в данной сфере, ответила на вопросы присутствующих.
Представитель перевозчиков Андрей Очнев (ИП Очнев А.В.) посвятил свое выступление проблемам автотранспортных предприятий при обслуживании муниципальных маршрутов. Он поддержал предыдущих ораторов в том, что низкие зарплаты, тяжелые условия труда и неразвитая транспортная инфраструктура приводят к острой нехватке водителей пассажирского транспорта. Практически отсутствует система подготовки кадров для отрасли. Мотивации идти в данную профессию у подрастающего поколения нет. Обустройство конечных остановочных пунктов, с тем чтобы они соответствовали всем современным представлениям и функционировали надлежащим образом, осложняется необходимостью определения кадастровых границ соответствующих территорий. Сегодня это не сделано или сделано частично. Соответственно, пока ни о какой модернизации конечных пунктов речи не идет. Решить же проблему низких заработных плат, по мнению спикера, можно через корректировку тарифов, как это делается в других регионах.
Представитель Общественного совета по развитию такси в Воронежской области Станислав Садчиков в своем выступлении осветил вопросы, связанные с внедрением новой системы организации перевозок в соответствии с Федеральным законом №580 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Реализация этого закона в нашем регионе, по его словам, столкнулась с определенными системными вызовами, которые требует решения. Связаны они с некоторой правовой неопределенностью тех или иных положений данного закона и некоторых других документов. Негативно сказывается на работе отрасли и рост цен на автомобили и их эксплуатацию (приобретение запчастей, обслуживание, ОСАГО и т. д.). Наблюдается в Воронежской области и дефицит водителей, напрямую связанный с особенностями современной миграционной политики. В своем выступлении докладчик призвал всех участников заседания объединить усилия в решении обозначенных проблем.
В финальной части заседания слово было предоставлено представителям общественности.
Независимый эксперт Олег Беляков проинформировал о развитии городского пассажирского транспорта в нашем городе за последние годы. Он подчеркнул, что проходившая в нашей стране реформа общественного транспорта свелась по большому счету к приобретению нового подвижного состава, в то время как остальные вопросы остались нерешенными. Отсюда, в частности, и нынешний кадровый голод в пассажирских перевозках.
В Воронеже за последние годы было сделано немало: подвижной состав действительно обновился, поменялась структура транспортного парка: автобусы малой вместимости, преобладавшие ранее, уже не доминируют на рынке перевозок. Впрочем, у этого момента есть и отрицательная сторона: перейдя на автобусы большой вместимости, перевозчики увеличили интервалы их движения, что вызывает справедливые жалобы со стороны горожан на то, что транспорт стал ходить реже.
Была успешно внедрена система электронной оплаты проезда, и сегодня уже мало кто помнит, как все было до этого. На воронежский рынок не пришел крупный федеральный перевозчик (как это произошло в некоторых городах), поэтому сегодня система пассажирского транспорта у нас выглядит сбалансированно: на рынке работают муниципальное предприятие и средние м мелкие частные перевозчики.
– Можно сказать, что в сегодняшнюю точку развития мы пришли в неплохом состоянии – лучше, чем во многих других городах, так что наши перспективы также вселяют надежду, – отметил выступающий. В качестве этих самых перспектив Станислав Анатольевич назвал метробус, причем основная часть работы в этом направлении, по мнению оратора, ляжет именно на город и область: ждать федерального финансирования можно долго, и есть риск не дождаться его вообще.
Представитель общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков в своем выступлении проанализировал несколько параметров работы общественного транспорта Воронежа за последние годы: как менялась плата за проезд, как изменился пассажиропоток и т. д. Говоря о подвижном составе, спикер согласился с прозвучавшим ранее мнением о том, что дешевых автобусов больше не будет, стоимость их обслуживания и ремонта также будет только расти. Финансовая модель отрасли пассажирских перевозок, по мнению Юрия Викторовича, сегодня у нас «застряла между диким рынком и брутто-контрактами»: стоимость проезда искусственно сдерживается из соображений социального характера, что приводит с жесткой экономии на фондах развития.
Поделился спикер и своим видением перспектив развития пассажирских перевозок. По его словам, будущее будет за компаниями, которые начнут внедрять системы управления движением на основе искусственного интеллекта, будут использовать беспилотный транспорт и сделают упор на развитии компетенций инженерного персонала. Таким образом, по всей видимости, лидерами в пассажирских перевозках будущего станут компании, являющиеся «дочками» серьезных IT-гигантов.
Подводя итоги состоявшегося обсуждения, Иван Корнюшкин поблагодарил всех участников дискуссии за прозвучавшие мнения и предложения, уточнив, то они лягут в основу документа, который в дальнейшем будет взят за основу для работы комитета по названным направлениям.