Подключить к решению этого вопроса центры занятости населения было предложено на заседании профильного комитета ТПП Воронежской области
26 августа в конференц-зале ТПП Воронежской области состоялось заседание комитета палаты по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике под председательством Ивана Корнюшкина (ЗАО «Воронежтранссервис»). В заседании комитета, помимо его членов, приняли участие руководитель отдел организации пассажирских перевозок департамента промышленности и транспорта Воронежской области Иван Русанов, руководитель управления транспорта администрации городского округа город Воронеж Сергей Латынин, руководитель воронежского регионального отделения МОО «Город и транспорт» Юрий Новиков. По видео-конференц-связи к работе комитета присоединился вице-президент ТПП Воронежской области Николай Щипелев.
Обсуждавшиеся в ходе заседания вопросы были напрямую связаны с улучшением тех или иных аспектов пассажирских перевозок в нашем городе. Открыв заседание, Иван Корнюшкин поинтересовался мнением присутствующих о развитии служб и систем управления движением общественного транспорта Воронежа. Взяв слово, руководитель ООО «Автоуслуги-Н» Виктор Грызлов рассказал о проблемах с наличием остановочных пунктов. Из-за отсутствия остановок пассажирам негде ждать автобуса, они вынуждены идти вдоль проезжей части и махать руками маршруткам, чтобы те остановились и подобрали их.
Еще одна серьезная проблема перевозчиков – нехватка водителей. Из-за дефицита работников владельцы транспортных компаний иногда держат в штате предприятия не вполне дисциплинированных водителей, боясь, что и те могут уволиться. Текучка кадров приводит к тому, что компании-перевозчики не могут запустить в работу все 100% имеющегося автопарка.
Некоторые перевозчики упомянули также о крупных штрафах, приходящих от контролирующих органов. Суммы штрафов порой доходят до 400-500 тысяч рублей и поступают чуть ли не еженедельно.
Комментируя проблему с остановками, Сергей Латынин проинформировал, что в Воронеже имеется 967 остановочных пунктов, однако согласился, что с этим есть проблемы: не всегда возможно разместить остановку там, где ее хотели бы видеть водители и пассажиры, это связано с определенными требованиями ГОСТов. Но он порекомендовал руководителям компаний в любом случае направлять официальные запросы в подведомственное ему управление для рассмотрения – только так можно решить этот вопрос. Что же касается штрафов, то все они были упомянуты в условиях 5-летних контрактов, которые были заключены с перевозчиками. Согласившись с условиями контрактов, перевозчики взяли на себя определенные обязательства, нарушение которых и приводит к соответствующим штрафам.
Также Сергей Николаевич сообщил, что в настоящее время проходит процедуру оценки регулирующего воздействия Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Необходимо отметить, что появление этого документа все воронежские перевозчики сегодня ждут с большим нетерпением, поскольку именно он, согласно методическим рекомендациям Минтранса, служит непосредственным основанием для разработки проектов по строительству и модернизации объектов транспортной инфраструктуры, приобретению транспортных средств, проведению конкурсов и заключению контрактов на выполнение перевозок, установлению, изменению и отмене маршрутов регулярных перевозок, изменению вида тарифа и т.д.
Иван Русанов добавил, что требования, связанные с обеспечением транспортной безопасности, лежат полностью на перевозчике. Недавний трагический случай подтвердил всю серьезность этих требований. Сейчас проходят проверки транспортных компаний города именно на предмет соблюдения этих требований.
Руководитель АО «ВПАТП-3» Олег Свиридов задал вопрос, волнующий многих перевозчиков и касающийся тарифов на пассажирские перевозки.
– Обновление транспорта – дело нужное и правильное. Но отведенные на это сроки сокращаются, стоимость новой техники постоянно растет. Тарифная политика должна учитывать эти моменты, – высказал мнение Олег Владимирович. На это Сергей Латынин ответил, что соответствующий пакет документов был недавно им подписан и отправлен в областное управление по тарифам. При этом Сергей Николаевич особо отметил, что все местные перевозчики (кроме «Воронежпассажиртранса») не предоставили в полном объеме документы, необходимые для обоснования изменений в тарифах. В целом же руководство города и области прекрасно понимает, что эффективное обновление перевозчиками своего подвижного состава без повышения тарифа невозможно. Сегодня он у нас – один из самых низких в России.
Юрий Новиков обратил внимание членов комитета на проблему «глушилок», которые используют водители маршруток, чтобы исказить работу систем GPS/ГЛОНАСС с целью нарушения графика движения. С этим явлением нужно бороться, диспетчерские службы транспортных компаний должны обращать на это самое пристальное внимание, высказал мнение господин Новиков.
Участники заседания, говоря о качестве обслуживания пассажиров, отметили, что действующая система работы общественного транспорта не ориентирована на повышение качества этого обслуживания. Выходом из сложившейся ситуации мог бы стать переход перевозчиков на брутто-контракты с городом, но пока что этот вариант остается только в планах.
– Начиная с 90-х годов пассажирские перевозки находятся в состоянии неустойчивого баланса между теми задачами, которые стоят перед органами власти и управляющими транспортом структурами, и перевозчиками, – высказал свое мнение Николай Щипелев. – Поэтому нам надо вырабатывать некое общее решение, как нужно работать в сегодняшней обстановке. С одной стороны – заниматься маршрутной сетью, ее совершенствованием, с другой стороны – думать о том, имеется ли хотя бы техническая возможность у перевозчика или того же водителя соблюдать все требования, которые мы перед ним ставим.
Продолжая тему кадровой проблемы с водительским составом, Иван Русанов отметил, что она характерна и для Воронежа, и в целом для области. Престиж профессии упал, заработки низкие, водители социально не защищены. Зарплаты порой платятся «в конверте», точнее, водитель сам себе ее собирает с пассажиров. В качестве выхода их положения Иван Александрович предложил использовать положительный опыт организации пассажирских перевозок в других городах. Например, вопрос дефицита кадров может быть решен за счет обучения водителей за счет предприятия. Соответствующие образовательные программы есть и у службы занятости населения, взаимодействие с нею также могло бы облегчить существующую ситуацию.
Директор АО «ВПАТП-3» Олег Свиридов обратил внимание присутствующих на низкое качество обучения водителей. По его словам, в советское время водитель учился полгода, потом стажировался. Были специальные обучающие комбинаты, которых сейчас нет.
Для решения данной проблемы Николай Щипелев посоветовал членам комитета обратиться в областную трехстороннюю комиссию, куда входят перевозчики (как работодатели), профсоюз транспортников и правительство Воронежской области. Он пояснил, что в рамках работы этой комиссии представитель транспортного профсоюза может напрямую обратиться по вопросу направления водителей на обучение к представителю департамента социальной защиты, которому как раз подчиняется служба занятости. Помимо этого члены комитета решили направить от ТПП Воронежской области официальное письмо в Центр занятости населения о возможности обучения водителей в рамках повышения квалификации. Также для повышения престижа профессии водителя собравшиеся предложили организовать в Воронеже празднование Дня транспортника – с выставкой техники (показывающей, как обновился транспорт), с награждением лучших специалистов.
Последний из рассмотренных на заседании вопросов касался транспортного обслуживания новых городских районов и адаптации маршрутной сети к изменениям воронежской агломерации. Комментируя его, Сергей Латынин пояснил, с какой проблемой им приходится сталкиваться:
– Мы обязаны при постройке новых районов обеспечивать их транспортными услугами, но это зависит не только от нас, но и от дорожных условий. А параметры новых дорог нас не всегда устраивают. К сожалению, сегодня нет четкой двусторонней связи между транспортниками и строителями: сначала район строится, а потом мы обязаны обеспечить его транспортом. Количество жителей растет, количество транспорта на дорогах – тоже, а транспортная сеть по большому счету не меняется. А ведь дорожные схемы должны развиваться комплексно со строительством.
Юрий Новиков добавил, что новые районы, которые растут вокруг Воронежа, будут приводить к появлению межмуниципального транспорта.
– Перевозчики должны понимать, что часть маршрутов откочует в область, граница между Воронежем и областью будет все больше стираться, маршруты будут неизбежно переходить в областные районы, – сказал господин Новиков. Он также отметил, что большое количество перевозчиков в Воронеже – это в чем-то хорошо (в частности, это стимулирует конкуренцию), а в чем-то плохо: «гонки» автобусов в основном связаны с тем, что разные маршруты обслуживаются разными перевозчиками. Однако, заявил спикер, сейчас ситуация более или менее нормализовалась: никто друг другу на пятки не наступает.
– Это называется выполнением постановления о согласовании перевозок, – поддержал выступавшего Иван Корнюшкин.
В итоге собравшиеся решили, что дорожников следует тоже приглашать на такие совещания, чтобы они обрели понимание, что от их работы зависит множество моментов в развитии транспортной инфраструктуры Воронежа.
Также собравшиеся обсудили вопрос о сокращении сроков эксплуатации автобусов. По их мнению, 7 лет, отведенные для эксплуатации автобуса среднего класса, – это крайне мало, поскольку за такой срок невозможно окупить стоимость автобуса. Участники заседания сошлись во мнении, что у автобуса есть срок эксплуатации, обозначенный производителем, – именно его и надо соблюдать. Тем более что сейчас автобусы производятся из новых, современных материалов, позволяющих продлить срок эксплуатации: у автобуса «Вектор» он составляет, к примеру, 10 лет.