17 мая 2023 г., 11:12

Воронежские предприниматели планируют взять процедуры госзакупок под общественный контроль

С идеей создания нового органа в структуре ТПП Воронежской области выступил председатель комитета по легкой, швейной промышленностям и индустрии моды Александр Матросов

15 мая в конференц-зале ТПП Воронежской области состоялась рабочая встреча председателей комитетов и руководства палаты, посвященная обсуждению проекта по созданию в региональной ТПП нового органа, в задачу которого входил бы общественный контроль в сфере государственных и корпоративных закупок и конкурсных процедур. В мероприятии приняли участие президент ТПП Воронежской области Сергей Петровский, вице-президент палаты Николай Щипелев и председатели комитетов: Александр Матросов (комитет по легкой, швейной промышленностям и индустрии моды), Владимир Деревенских (комитет по содействию МСП в вопросах финансирования), Иван Корнюшкин (комитет по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике) и Иван Кузнецов (комитет по безопасности предпринимательской деятельности; в режиме ВКС).

Будучи инициатором создания новой структуры, перед собравшимися с кратким докладом выступил Александр Матросов. Он объяснил свое видение целей и задач, стоящих перед новым организационным образованием, возможные методы их достижения и результаты, которые планируется достичь. По словам Александра Александровича, сегодня значительную часть предпринимательской деятельности составляет взаимодействие с государством: государственные закупки, конкурсные процедуры и т.д. В первую очередь речь идет о процедурах, регулирующихся 44-ФЗ, а в корпоративном сегменте – 223-ФЗ и другими нормативными актами.

Проблема состоит в том, что в конкурсных процедурах закупок имеется определенная «слепая зона», которая не позволяет проконтролировать эти закупки, отметил спикер. УФАС контролирует процессы в части формирования закупочных процедур, казначейство проверяет результаты этих процедур. Однако государственные органы действуют в рамках своих прямых функций и бюджетных правил. Поэтому, например, казначейство, не будет контролировать фактический результат сделки: его не интересует, что именно поставлено, в каком качестве и количестве. Его интересуют лишь документы, сопровождающие эту сделку. Антимонопольную службу, соответственно, будет интересовать описание сделки и проведение процедуры. За пределы уставных предписаний контролирующие органы в своих действиях не выходят. Таким образом, соответствие этих конкурсов промышленным нормативам и фактическое исполнение контракта сегодня не контролирует никто, что создает почву для злоупотреблений в сфере антимонопольного комплаенса, приводит к нарушению конкуренции, затруднению доступа добросовестного бизнеса к закупочным процедурам.

В то же время, согласно 44-ФЗ, общественные организации имеют право контроля закупочных процедур. Иногда этим правом пользуются злоумышленники: так называемые «контрольные рейдеры» через процедуру контроля умышленно препятствуют проведению закупок, шантажируя этим поставщиков. При этом реального общественного контроля не происходит, хотя потребность в нем назрела давно.

– Фактически сейчас речь идет о создании прецедента, – подчеркнул господин Матросов. – Причем не только для Воронежской области, но и в масштабах страны.

Механизмы для осуществления контроля имеются, продолжил выступающий. В 102-й статье 44-ФЗ говорится о том, что государственная организация, проводящая конкурсную процедуру, не имеет права отказать в предоставлении имеющихся у нее сведений о характере закупки и документах, с ней связанных, по запросу общественной организации. В случае выявления фактов нарушения законодательства (уголовного или административного) общественники обязаны обратиться в правоохранительные органы.

– В сегодняшний условиях повлиять на сложившуюся ситуацию у добросовестного бизнеса нет возможностей: физические лица закупочную информацию запросить не могут, это компетенция общественных организаций. В связи с этим и возникло предложение сформировать механизм на базе ТПП Воронежской области, который работал бы с предпринимателями по принципу «одного окна» для получения информации для проверки, – отметил Александр Матросов.

По замыслу Александра Александровича, в рамках палаты можно было бы сформировать комитет или комиссию из председателей комитетов и их членов, которые занимались бы подготовкой запросов в соответствующие учреждения, а те будут обязаны предоставить все материалы. Далее комиссия на их основании готовит представление президенту ТПП, которое определенным образом оформляется и затем отправляется организаторам торгов для устранения нарушений.

Сергей Петровский, комментируя услышанное, обратил внимание, что деятельность такой комиссии должна четко соотноситься с уставными целями палаты, способствуя формированию благоприятной бизнес-среды. Также, поскольку подобной практики по стране пока что нет, следует определить, насколько выводы и рекомендации по итогам этой деятельности будут приняты государственным заказчиком. Господин Матросов пояснил, что речь идет фактически об антикоррупционной деятельности, поэтому расхождений в работе комиссии и палаты в этом смысле не будет никаких. Что же касается рекомендаций комиссии по устранению выявленных нарушений, то, если они не будут приняты, комиссия уже сможет обратиться с заявлением в правоохранительные органы – например, в Следственный комитет.

Владимир Деревенских поинтересовался у докладчика, как будет обеспечиваться экспертная составляющая работы такой комиссии.

– Сегодня в закупках может идти мебель, а завтра – продукты питания, – пояснил свою мысль Владимир Борисович. – Комиссия должна в таком случае располагать объемным штатом специалистов практически во всех отраслях экономики.

Александр Матросов ответил, что необходимый пул экспертов можно сформировать на базе предприятий – членов ТПП: компании, работающие, например, в сфере общественного питания, могут привлечь своих сотрудников для правильной интерпретации полученных от госорганов материалов по закупкам в этой сфере. Господин Петровский указал на необходимость прибегать в таких случаях к профессиональной экспертизе.

– Аналогичная ситуация сейчас сложилась в сфере защиты прав потребителей, – привел пример Сергей Владимирович. – Сегодня есть множество общественных организаций, стоящих на страже интересов покупателей. Но сами эти организации экспертизу качества товаров не производят, они обращаются в экспертные организации.

Иван Корнюшкин заявил, что является сторонником создания подобной структуры: транспортники, работающие на пассажирских перевозках, достаточно часто сталкиваются с ситуациями, которые можно трактовать как нарушения законности при закупках. Поэтому появление механизма, который способен эти ситуации разрешить, крайне необходимо.

В ходе дальнейшей дискуссии все ее участники пришли к единому мнению, что создание подобной комиссии является очень актуальным для бизнеса, но требует существенной проработки всех нюансов будущего ее функционирования. Например, соблюдение законодательства при закупках и проверка качества поставляемых товаров – это очень разные виды деятельности, отметили присутствующие.

– Проблемы с 44-м законом есть практически во всех отраслях, он очень часто подвергается критике со стороны бизнес-сообщества, – отметил Сергей Петровский. – Но нужно четко понимать, что для этой работы нужны серьезные ресурсы.

– Ресурсы – это мы с вами, – ответил на это Александр Матросов. – Ресурс будет формироваться из работников той отрасли, которая заинтересована в решении проблемы. У нас у каждого они есть. И, конечно же, взаимопомощь, взаимовыручка – как это сейчас и работает в Торгово-промышленной палате. Каждый член комиссии будет представлять свое видение тех или иных рассматриваемых факторов. Комиссия будет выступать инструментом средневзвешенного мнения. Каждый запрос, сформированный комиссией, будет отражать интересы и точки зрения множества людей, подключенных к формированию этого запроса.

Иван Кузнецов рассказал о своей практике работы с экспертами в рамках оказания услуг или поставок товаров и посоветовал в ходе работы комиссии наладить взаимодействие с Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (УРКС ВО). В этом случае управление могло бы учитывать мнение комиссии при формировании требований к закупочным процедурам. Иван Михайлович также заверил, что готов поделиться своим опытом работы в этой сфере.

В заключительной части заседания Сергей Петровский предложил продолжить работу над рассматриваемым проектом в рамках заседания Общественного совета при УРКС ВО, председателем которого он является. Обсуждение инициативы с членами совета, в который входят в том числе и чиновники профильных ведомств, поможет выработать правильный подход к формированию будущего органа, выработке регламента его работы. Участники мероприятия единогласно поддержали это предложение.