22.12.2022

Основным вопросом, на котором намерены сосредоточиться транспортники в ближайшем будущем, станет решение проблемы кадрового дефицита

22 декабря в конференц-зале Торгово-промышленной палаты Воронежской области состоялось расширенное заседание комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике под председательством Ивана Корнюшкина (ЗАО «Воронежтранссервис»).

В работе комитета приняли участие вице-президент ТПП Воронежской области Илья Бельтюков, заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта Воронежской области Геннадий Боев, инспектор по особым поручениям Управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Антон Кудинов, старший государственный инспектор отдела автотранспортного и автодорожного надзора Юго-Восточного МУГАДН ЦФО Сергей Бочаров, представитель транспортной компании ООО «АТП-1» Дмитрий Лосев, генеральный директор АО «ВПАТП №3» Олег Свиридов, генеральный директор ООО «Формула такси – Воронеж» Андрей Боровских, руководитель автотранспортного предприятия, индивидуальный предприниматель Андрей Очнев, представитель общественной организации «Город и транспорт» Виталий Иванищев.

В ходе заседания его участники подвели итоги своей работы в уходящем 2022 году. Состоялся откровенный, заинтересованный разговор, затрагивающий самые разные аспекты функционирования автомобильного пассажирского транспорта в Воронеже и области, были рассмотрены перспективы его развития в 2023 году.

Антон Кудинов доложил собравшимся о статистике ДТП с участием общественного транспорта в Воронежской области по итогам 11 месяцев 2022 года. По его словам, таких автокатастроф было 168 (из них 149 – в Воронеже), в результате чего 14 человек погибли, а 239 получили ранения. Рост погибших, таким образом, составил 40% к аналогичному показателю прошлого года, что не может не вызывать тревогу. Количество жалоб пассажиров на водителей общественного транспорта составило 344 обращения. Чаще всего воронежцы жаловались на хамское поведение водителей и нарушение ими правил дорожного движения.

Сергей Бочаров рассказал о взаимодействии своего ведомства с ГИБДД в борьбе с нарушениями правил дорожного движения. В частности, было пресечено множество нелегальных перевозок, при которых юридические лица (включая достаточно крупные компании) осуществляли перевозки без надлежащих лицензий. Чаще всего это связано с тем, что транспортное средство не включено в реестр лицензиата из-за того, что до этого находилось в лизинге. Также была проведена большая работа по жалобам воронежцев на доступность пассажирского транспорта для инвалидов. Самая частая из них была на то, что водители низкопольного пассажирского транспорта (то есть специально оборудованного для перевозки маломобильных граждан) целенаправленно не останавливаются на остановках, если видят на них людей в инвалидных колясках.

Иван Корнюшкин подчеркнул, что проблемы работы общественного транспорта Воронежа постоянно находятся в фокусе внимания его жителей, поскольку большинству из них приходится два раза в день, утром и вечером, пользоваться маршрутками, чтобы добраться на работу, а потом вернуться домой. В этой связи председатель комитета отметил ту большую работу, которую провели региональный департамент промышленности и транспорта и управление транспорта города в 2022 году: в частности, был значительно обновлен подвижной состав за счет приобретения низкопольных автобусов большой вместимости, а тариф за проезд был увеличен до 28 рублей, что позволило хотя бы частично стабилизировать финансовое положение транспортных предприятий.

Однако проблем в пассажирских перевозках по-прежнему много, и одна из самых острых – дефицит водительского состава. Илья Бельтюков предложил уточнить, каков на сегодняшний день характер этого дефицита, что позволит затем решать проблему предметно: водителей не хватает, потому что их просто нет на рынке труда, или же они есть, но не хотят идти работать в отрасль из-за тяжелых условий труда? В первом случае, пояснил Илья Юрьевич, необходимо ликвидировать нехватку кадров путем обучения и переобучения специалистов; во втором случае следует провести работу в направлении улучшения рабочих условий для водителей.

По мнению присутствовавших на заседании перевозчиков, кадровому дефициту в отрасли способствует целый ряд негативных моментов: низкая заработная плата, переработки, работа в выходные дни, совершенно недопустимые условия труда (например, отсутствие элементарных туалетов на конечных остановках городских маршрутов и т.д.).

– Здесь необходимо проведение комплекса мероприятий, – согласился с господином Бельтюковым Иван Корнюшкин. – С одной стороны, требуется увеличение финансирования работы общественного транспорта, с другой – необходимо расширение системы подготовки водителей – например, через службу занятости.

Андрей Очнев в своем выступлении коснулся проблемы тарифной политики. Он высказал мнение, что с тарифом наш регион постоянно опаздывает на 3–5 лет. Кроме того, в Воронежской области почему-то не учитывается тот положительный опыт, который наработали другие регионы. Например, в Казани водители маршруток освобождены от сбора денег благодаря повсеместному внедрению безналичной оплаты (с одновременной дифференциацией: платить безналом пассажиру гораздо выгоднее, чем наличными деньгами), к тому же у водителей нет необходимости «гоняться за пассажирами», поскольку они переведены на заработную плату (за счет компенсации бюджетом межтарифной разницы).

Высказывая свое мнение по поднятым вопросам, Геннадий Боев отметил, что дифференцированный тариф действительно является хорошим способом мотивации для водителей. К тому же безналичная оплата позволяет вывести платежи за проезд из «серой зоны». Однако одним из по-прежнему острых вопросов при установлении справедливого, с точки зрения перевозчиков, тарифа является невозможность его документально доказать. То есть транспортники пока что не могут с подтверждающими документами на руках обосновать предлагаемые ими цифры. Во многом это обусловлено тем, что водители значительную часть платы за проезд получают в виде никак не учитываемого «нала». Именно этот момент является сегодня препятствием для установления экономически обоснованного тарифа.

По словам Ивана Корнюшкина, недофинансирование пассажирских перевозок негативно влияет не только на уровень зарплаты водителей, но и на все сферы деятельности пассажирского автотранспорта города. Это касается и обновления подвижного состава, и его ремонта, и своевременной замены шин, а также изнашивающихся узлов и механизмов, что в конечном итоге напрямую влияет на безопасность дорожного движения, и многого другого. Поэтому сегодня один из важнейших вопросов – необходимость разобраться в том, как формируется доходная база автотранспортных предприятий.

– Нужно объективное и регулярное – в соответствии с действующим законодательством – обследование пассажиропотоков, которое отражало бы реальную картину по доходной базе предприятий, тогда намного проще будет вести диалог с финансовым управлением города или департаментом по тарифам области, – подчеркнул спикер.

Собравшиеся поддержали это предложение, в связи с чем было решено создать при комитете рабочую группу для выработки соответствующих предложений и рассмотреть на одном из заседаний комитета в I квартале 2023 года вопрос об обеспечении транспортных предприятий рабочими кадрами.

Помимо этого, участники заседания отметили, что сегодня крайне необходимо четко определиться со стратегией развития общественного транспорта Воронежа, понимать, каким видится городской транспорт через 5–10 лет, что будет представлять собой воронежская агломерация, каковы будут ее общая маршрутная сеть, система управления, пересадочные узлы, насколько будет развит электротранспорт, и т.д. При этом важно свести все обозначенные моменты в единый комплексный документ и гармонизировать его с генпланом Воронежа.

– Пользуясь возможностью данного заседания, считаю целесообразным предложить площадку ТПП Воронежской области для выработки обоснованных предложений по развитию пассажирского транспорта Воронежа, – резюмировал Иван Корнюшкин. – Для этого мы готовы использовать любые механизмы – от проведения круглых столов с участием всех заинтересованных сторон и создания совместных рабочих групп до коллективной выработки необходимых нормативных документов.

Илья Бельтюков поддержал предложения председателя комитета и в свою очередь выступил с инициативой продолжить обсуждение поднятых вопросов непосредственно сразу после новогодних праздников.

Все новости/события