Заинтересованный диалог развернулся в ходе заседания профильного комитета ТПП Воронежской области
24 декабря в конференц-зале ТПП Воронежской области состоялось совместное заседание комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике под председательством Ивана Корнюшкина (ЗАО «Воронежтранссервис») и Союза автотранспортников Воронежской области. В мероприятии приняли участие вице-президент палаты Илья Бельтюков и заместитель руководителя Управления транспорта Администрации городского округа г. Воронеж Геннадий Боев.
Открыв заседание, господин Бельтюков напомнил собравшимся, что городские пассажирские перевозки обладают в бизнес-сфере особым статусом: будучи, без сомнения, одним из видов предпринимательской деятельности, они в то же время выполняют важнейшую социальную функцию – без четкой, слаженной работы общественного транспорта город не сможет функционировать ни одного дня. В связи с этим и подходы к этому виду деловой активности должны быть несколько иными, чем к другим – и со стороны властей, и со стороны самих перевозчиков. Необходимо помнить о главном – об интересах пассажиров, они должны быть во главе угла, подчеркнул Илья Юрьевич.
О перспективах среднесрочного развития пассажирского транспорта Воронежа собравшимся рассказал Геннадий Боев. По его словам, одним из важнейших документов, регламентирующих работу пассажирских перевозок в области, является стандарт транспортного обслуживания, в котором четко прописаны все критерии эффективной работы городского транспорта. В Воронежской области такой документ имеется, но он пока еще не утвержден на региональном уровне, находясь в финальной стадии своей проработки. Без принятия же этого стандарта говорить о долгосрочной стратегии развития городской транспортной системы бессмысленно: принимаемые сегодня решения в этой сфере носят краткосрочный или среднесрочный характер. Комментируя услышанное, Илья Бельтюков предложил вернуться к обсуждению стандарта в рамках работы комитета позже, когда документ будет окончательно готов.
Сказанное относится и к документу транспортного планирования в сфере городских пассажирских перевозок, продолжил выступающий. Документ готов, он прошел все этапы согласования и защищен в федеральном Минтрансе, но пока что не завершены все необходимые юридические процедуры для начала его официального действия и применения. Иван Корнюшкин указал, что документ транспортного планирования также необходимо самым тщательным образом рассмотреть на одном из заседаний комитета в будущем году.
Говоря далее о развитии пассажирского транспорта в Воронеже, спикер не мог обойти вниманием тему метробуса. Геннадий Николаевич отметил, что в массовом сознании (во многом – благодаря СМИ) сложилось представление о метробусе как о некоем чудо-транспорте, способном решить все дорожные проблемы. Возможно, это связано с самим названием метробуса, вызывающим ассоциации с метрополитеном, о котором так много говорилось ранее и появления которого воронежцы так сильно ждали. Хотя по большому счету метробус – это не какой-то отдельный вид транспорта, а всего лишь особым образом организованная инфраструктура обычных автобусных перевозок. Обсуждаемый сегодня первый маршрут метробуса – от аэропорта до ВГУ, – очевидно, не станет панацеей в решении всех накопившихся в транспортной отрасли проблем. Однако средства на проект выделены, он постепенно реализуется, прорабатываются его детали (в частности, дискутируется вопрос, должен ли пролегать маршрут метробуса по средней части дорожного полотна или по его крайнему правому ряду).
Иван Корнюшкин отметил, что перевозчики настороженно относятся к планам властей по запуску метробуса, понимая, что это приведет к кардинальной трансформации магистральной сети областного центра. Многое будет зависеть и от того, какие предприятия получат доступ к новым маршрутам на этой «выделенке». Возникает вопрос и о том, как планировать свою деятельность тем предприятиям, которые финансово пострадают от введения метробуса. По мнению Ивана Евгеньевича, этот вопрос требует деликатного подхода и разумного решения.
Один из членов комитета, индивидуальный предприниматель Андрей Очнев, владеющий компанией-перевозчиком, задал докладчику вопрос, касающийся возможных компенсаций выпадающих доходов транспортным предприятиям, работающим, к примеру, на Московском проспекте, в связи с введением в строй метробуса. Господин Боев пояснил, что для принятия любого решения о подобном финансировании необходимо вначале ознакомиться с детальным обоснованием для этого. Как только перевозчики будут готовы показать свои выпадающие доходы, вопрос можно будет обсуждать, пока же говорить об этом преждевременно.
Далее перед собравшимися выступил Иван Корнюшкин. Он остановился на ряде сложностей, сдерживающих развитие предприятий общественного транспорта. Основной проблемой, по его словам, является недофинансирование транспортного комплекса вследствие низкого уровня утверждаемых тарифов и неправильного (с точки зрения действующего законодательства) расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Решение этого злободневного вопроса возможно только за счет стабилизации финансирования автотранспортного комплекса региона и областного центра. Без этого, подчеркнул докладчик, предприятия не могут составить среднесрочные финансовые планы по закупке транспортных средств, уровню заработной платы и т. д.
Еще одной проблемой, на которой сосредоточил внимание комитет в своей работе в уходящем году, является нехватка рабочих кадров, продолжил выступающий. Дефицит водителей на некоторых автотранспортных предприятиях достигает 50% (а в наиболее критичных случаях – и 70%). Средний возраст водителей, работающих на межмуниципальных маршрутах, составляет более 50 лет. Сохраняется значительная текучесть кадров. В настоящее время данная проблема является комплексной, включающей в себя низкий уровень заработной платы, тяжелые социально-бытовые условия работы, невозможность обучения по специальности.
Для решения перечисленных проблем комитет представил в уходящем году в Министерство промышленности и транспорта Воронежской области и в Воронежскую областную Думу свои предложения по разработке региональной программы по подготовке кадров и обеспечению целевого финансирования улучшения условий труда водителей. К сожалению, данные предложения не были приняты. Связано это отчасти с отсутствием глубокого анализа городских транспортных проблем.
– Несмотря на значимость данных проблем, в большинстве регионов России, в том числе и в Воронежской области, на мой взгляд, нет четкого понимания направления развития данного процесса, приоритетности задач, – высказал свое мнение председатель комитета.
К примеру, одним из быстроразвивающихся направлений развития общественного транспорта является аналитика пассажиропотока, развил свою мысль спикер. Таким образом, применение средств телекоммуникационного контроля в подсчете пассажиров, исследование объективного определения доходной базы перевозчиков позволит им уверенно планировать свои доходы.
В настоящее время, отметил докладчик, очень важно понимать стратегию развития общественного транспорта региона и города Воронежа: каким он видится через 5–10 лет, что будет с воронежской агломерацией, с системой управления общей маршрутной сетью, пересадочными узлами и т. д. Все это должно быть четко определено в документах транспортного планирования на региональном и муниципальном уровнях.
– Наш комитет неоднократно обращался в Управление транспорта города Воронежа с просьбой активизировать работу по разработке и утверждению данного документа. Надеемся, что он появится в кратчайшие сроки и станет добротной базой для прогнозирования руководством автотранспортных предприятий своей работы на среднесрочную перспективу, – резюмировал председатель комитета.
Генеральный директор ООО «АТП-1» Юлия Телепняк дополнила предыдущего оратора мнением о том, что развитие общественного транспорта должно неизбежно сопровождаться уменьшением на дорогах транспорта личного.
– В своей работе мы должны показывать преимущества общественного транспорта перед личным: личный транспорт должен проигрывать общественному в комфорте, в скорости, в стоимости поездки, – высказалась Юлия Дмитриевна. – Сейчас люди часто пользуются личным транспортом, потому что, например, из районов на отшибе по-другому не выбраться. А мы не можем туда заехать, пока не налажен пассажиропоток или, скажем, дорога не отстроена.
Гендиректор предложила обратиться к опыту тех городов, где въезд в центр города на личном транспорте запрещен или же возможен только за значительную плату. Если центр города будет закрыт для личного транспорта, это поможет сформировать устойчивый пассажиропоток, что неизбежно приведет к позитивным изменениям в работе компаний-перевозчиков: будет расти класс транспортных средств, увеличиваться их количество, автоматически подниматься уровень обслуживания. Одновременно нужно бороться с запаркованностью, мешающей движению пассажирского транспорта, повышать стоимость платных парковок, добавила выступающая.
Участники заседания в целом согласились с озвученными тезисами, дополнив их сентенцией о том, что простимулировать горожан к отказу от использования личного транспорта можно, лишь значительно повысив качество пассажирских перевозок.
– Приоритеты в этом вопросе должны быть расставлены с точки зрения пользы для населения, – отметил Геннадий Боев.
На этом обсуждение проблемных вопросов общественного транспорта было завершено. В финальной части заседания комитета состоялось награждение Андрея Очнева: Иван Корнюшкин вручил Андрею Владиславовичу почетную грамоту за подписью президента Российского автотранспортного союза Олега Старовойтова. Награды руководитель компании-перевозчика удостоился за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в развитие автотранспортной отрасли.

