18 октября 2023 г., 9:24

Воронежские недропользователи и представители различных ведомств обсудили проблему незаконной добычи полезных ископаемых

Работа недобросовестных предпринимателей на региональном рынке недропользования наносит вред почвам и лишает бюджет налогов

17 октября в конференц-зале Торгово-промышленной палаты Воронежской области состоялась рабочая встреча, посвященная проблеме незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) в нашем регионе. Организатором мероприятия выступил комитет ТПП Воронежской области по экологической безопасности, рациональному природопользованию и устойчивому развитию региона под председательством Андрея Свиридова совместно с Ассоциацией недропользователей Воронежской области. Заседание прошло в рамках работы ТПП Воронежской области по продвижению и популяризации ESG/ЭКГ-повестки в предпринимательской среде Воронежской области. В мероприятии принял участие президент ТПП Воронежской области Сергей Петровский. Модерировал встречу генеральный директор Ассоциации недропользователей Воронежской области Андрей Щеглов.

Также в рабочей встрече приняли участие начальник отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области Петр Самсонов, заместитель руководителя Управления Росреестра по Воронежской области Роман Иволгин, руководитель Воронежской межрайонной природоохранной прокуратуры Андрей Руденко, начальник отдела УЭБиПК УМВД по Воронежской области Юрий Громак, советник министра Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Юлия Рыжкова, заместитель руководителя – начальник отдела закупок отдельных юридических лиц Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж Денис Логинов, генеральный директор ООО «Воронежнедра» Владимир Чернышов.

Открыв собрание, Сергей Петровский отметил, что одной из главных задач, стоящих перед палатой, является борьба с недобросовестным предпринимательством во всех сферах экономической деятельности. В этой связи экологический комитет ТПП значительную часть своей работы посвящает выработке эффективных мер борьбы с незаконной добычей общераспространенных полезных ископаемых на территории Воронежской области.

– Сегодняшнее мероприятие – первое в своем роде, но хотелось бы, чтобы по его итогам мы сумели выработать некий алгоритм действий, направленных на решение обозначенной проблемы в рамках федерального и регионального законодательства, – подчеркнул Сергей Владимирович.

Далее Андрей Щеглов рассказал о работе возглавляемой им Ассоциации и сути вопроса, вынесенного на текущее обсуждение. По его словам, в нашем регионе существует системная проблема, которая состоит в наличии фактов незаконной добычи полезных ископаемых отдельными участниками рынка недропользования. Это выражается в пользовании недрами без соответствующей лицензии, что зачастую связано с самозахватом земельного участка (в том числе – из категории земель сельскохозяйственного назначения), а также приводит к недополучению бюджетом налоговых отчислений по НДПИ, нанесению вреда окружающей среде, разрушению почв, которые затем нуждаются в дорогостоящей рекультивации (консервации). За три года (2021-2023) в общей сложности в различные надзорные и правоохранительные органы было направлено 58 обращений, связанных с фактами незаконной добычи ОПИ.

– Субъектами подобных правонарушений в Воронежской области нередко выступают непрофессиональные участники рынка, в том числе из других регионов, которые заключают государственные или муниципальные контракты на поставку общераспространенных полезных ископаемых, – подчеркнул Андрей Владимирович. – При этом они занижают закупочные цены в ходе торгов, поскольку получают конкурентное преимущество, уменьшая себестоимость продукции путем незаконной добычи на земельных участках в районе мест осуществления поставок продукции недр.

Добросовестные же недропользователи не могут позволить себе такое существенное снижение стоимости своей продукции, в связи с чем нередко бывают вынуждены отказываться от участия в государственных или муниципальных контрактах, продолжил спикер. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать описание объекта закупки в технической документации, указание функциональных, качественных и технических характеристик объекта, подтверждающих происхождение продукции. Также можно ввести дополнительные меры по проверке контрагентов, установлению источников их продукции (соответствующего месторождения).

Юлия Рыжкова пояснила, что в рамках закупок по строительству (согласно 44-ФЗ) в проектно-сметной документации указывается песок, а также параметры, которым он должен соответствовать. Таким образом, заказчик на этапе приемки должен обращать больше внимания на документы, подтверждающие качество (соответствующие сертификаты). Что же касается закупок непосредственно песка, то сейчас на федеральном уровне предусмотрен каталог товаров, работ и услуг, в соответствии с которым заказчик может выбрать основные параметры – класс песка, фракцию и прочее. Далее он должен произвести приемку по тем параметрам, которые прописаны. При этом заказчик имеет возможность более детально прописывать требования к приемке и требовать подтверждение поставки качественного товара сертификатами соответствия.

Сергей Петровский высказал мнение, что существующий механизм, к сожалению, не позволяет отсеивать недобросовестных недропользователей, поскольку незаконно добытый песок может быть высочайшего качества. Юлия Владимировна согласилась с этим доводом: прописать в требованиях к участнику закупок источник песка по закону невозможно, поскольку песок закупается как товар и к нему предъявляются требования исключительно как к товару (например, со ссылкой на ГОСТ). Предметом контракта в данном случае является поставка товара, а не его добыча. Поэтому дополнительные условия, связанные с происхождением песка, прописать в контракте по закону нельзя.

Участники встречи отметили, что сейчас даже непонятно, каким образом недропользователь может подтвердить факт происхождения своей продукции: никакие сертификаты не предусматривают указания подобной информации. Таким образом, одной из действенных мер против недобросовестных недропользователей могло бы стать исключение компаний, не имеющих лицензии на добычу ОПИ, из числа участников торгов. Прозвучало также мнение о необходимости проверки участников торгов надзорными и правоохранительными органами – истории их деятельности, их добросовестности и т.д. В первую очередь это относится к победителям торгов.

Юрий Громак подтвердил, что проблема незаконной добычи ОПИ сейчас крайне актуальна: практически в каждом сельском поселении есть незаконный карьер, где местные жители годами добывают песок. При этом качество песка не всегда играет решающую роль: по закону он может быть даже не вполне надлежащего качества – вполне достаточно, чтобы он системно не ухудшал характеристики объекта, на котором используется. Факт мошенничества можно доказать, если нормы нарушены грубо. Например, при возведении стадиона в одном из райцентров Воронежской области в поставляемом песке не соответствовал нормам коэффициент фильтрации. Недобросовестного поставщика привлекли к уголовной ответственности. И таких фактов за три года было выявлено порядка 50. То есть работа в этом направлении ведется, причем на постоянной основе, подытожил Юрий Викторович.

Петр Самсонов, взяв слово, привел цифру: по подсчетам регионального Министерства природных ресурсов, за последние три года ущерб, причиненный недрам (именно в аспекте песка), составил 308 млн рублей. Соответственно, возбуждены уголовные дела, сейчас они находятся в процессе производства, их фигурантами являются и должностные лица, и физические.

Роман Иволгин сообщил, что по линии Росреестра недобросовестных недропользователей можно привлекать за самовольное занятие земельного участка и за его нецелевое использование. Но сейчас, как известно, действует мораторий на проведение контрольно-надзорных мероприятий, поэтому работа сотрудников Росреестра сводится больше к профилактической деятельности, выдаче предостережений. В то же время при выявлении фактов нецелевого использования (всего было выявлено 10 таких фактов в разных районах Воронежской области) возбуждаются административные дела, виновные привлекаются к ответственности. Впрочем, размер штрафа составляет 10 тыс. рублей, и вряд ли он способен удержать злоумышленников от их незаконной деятельности.

Андрей Руденко, подчеркнув остроту обсуждаемой проблемы, уточнил, что его ведомство в ее решении нацелено на более тесное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами. При поступлении предварительной информации об ущербе свыше 5 млн рублей уже можно будет инициировать проведение полномасштабной проверки, добавил он.

Подводя итоги рабочей встречи, Андрей Свиридов поблагодарил всех ее участников за высказанные мнения и предложил продолжить обсуждение назревшей проблемы на последующих подобных мероприятиях для выработки конкретных шагов по ее решению.