Речь об этом шла на заседании комитета по энергетике ТПП Воронежской области
13 апреля в конференц-зале Торгово-промышленной палаты Воронежской области состоялось заседание комитета по энергетике под председательством Сергея Коровина (ООО «ГК «Энергостандарт»). На заседании присутствовали члены комитета Валерий Шелякин (СРО НП СЭК «Энергетики Центрального Черноземья»), Дмитрий Кудаев (ООО «Перспектива»), Владимир Толстенко (ООО «Перспектива»). В мероприятии принял участие вице-президент ТПП Воронежской области Николай Щипелев.
В начале заседания Сергей Коровин обозначил его основную тему – подготовку к совместному заседанию возглавляемого им комитета по энергетике и комитета по промышленности Воронежской области под председательством Анатолия Чекменева («Рудгормаш»). Сергей Михайлович отметил, что сегодняшнее состояние отечественной энергетической отрасли не может не вызывать тревогу. Связана она прежде всего с тем, что, с одной стороны, энергетика играет огромную роль в экономике Воронежской области и страны в целом, а с другой – оборудование, расходные материалы и прочие комплектующие сетей у нас преимущественно импортные, что формирует зависимость отрасли от зарубежных поставок, в том числе – из недружественных нам ныне стран. Что будет в дальнейшем с поставками этих комплектующих – сегодня большой вопрос.
– В этих условиях мы однозначно должны переориентироваться на собственное производство и взаимодействие с дружественными странами, – подчеркнул председатель комитета.
Тему продолжил своим докладом о состоянии сетевого хозяйства Воронежской области и перспективах его развития Владимир Толстенко. Он отметил, что ситуация, сложившаяся сегодня в отрасли, – уникальная, подобного опыта у нас никогда не было. И последствия, с которыми нам, возможно, придется столкнуться в результате санкций и блокировки поставок определенных товаров европейских производителей, сегодня трудно прогнозировать. Большинство центров питания у нас оборудованы системами автоматики, телемеханики и связи западного производства (в частности, концерна Siemens, Schneider Electric). Однако сегодня импортные компоненты резко исчезли, а отечественные аналоги из-за усилившегося спроса не могут быть доставлены оперативно: очередь на некоторые заказы составляет от 30 до 120 дней. К тому же замена импортных запчастей отечественными (или китайскими) не всегда возможна чисто технически. Таким образом, электрооборудование постепенно выходит из строя, а отремонтировать его во многих случаях нет возможности.
По информации спикера, в настоящее время сетевые компании решением данной проблемы не занимаются. Производители же, не имея на руках аналитики по потребностям в компонентах, не могут самостоятельно определиться с параметрами увеличения производства тех или иных комплектующих. Какова будет ситуация осенью-зимой, не может предсказать никто. Регион может столкнуться с локальными отключениями электроэнергии на 6-12 часов (это относится в том числе и к котельным, отапливающим жилые дома и объекты социальной инфраструктуры).
Решением проблемы на региональном уровне могло бы стать создание в структуре воронежского областного правительства отдельного департамента по энергетике (не «совмещенного» с ЖКХ, как сейчас), который мог бы выступать инструментом выявления проблемных участков, заявил докладчик. «Воронежэнерго», сетевые компании – это всё юрлица. А региону необходим административный ресурс с отделом статистики и планирования.
– Без понимания того, что происходит, без аналитики по импортному оборудованию на ключевых позициях и его рабочему ресурсу, без определения проблемных участков в электросетях областные энергетики не могут прогнозировать и планировать закупки, тендеры и т.д. и осуществить техперевооружение своего хозяйства в целом. А это в итоге чревато остановками промышленных производств самого разного профиля, срывом поставок и договоров, – отметил Владимир Геннадьевич. – Наличие же отдельного департамента по энергетике позволит осуществить техническое перевооружение проблемных участков, получая при этом финансовые средства на указанную деятельность из федерального центра. При этом производители и поставщики нужного электрооборудования должны сегодня получить возможность развивать свои производства, в том числе и на территории Воронежской области.
– Насколько я понимаю, речь идет об энергетической безопасности нашего региона, а стабильная работа сетевого хозяйства – это одна из задач, которую необходимо решить в рамках данной проблемы, – подытожил обсуждение вопроса Николай Щипелев. – Это один из ключевых пунктов, говорящих в пользу создания отдельного департамента по энергетике в правительстве Воронежской области. С этим предложением необходимо выходить к региональным властям, поскольку в настоящий момент мы можем констатировать, что энергетической безопасностью региона в целом сегодня никто не занимается. При этом необходимо учесть положительный опыт других регионов, где подобные структуры работают и дают хорошие результаты.
Кроме того, в этом будущем департаменте, отметил Николай Семенович, обязательно должен быть отдел по жидкому топливу, поскольку сейчас размещение автозаправок на территории Воронежской области происходит на основании распоряжений глав районов, но цельной, комплексной областной политики в этой сфере пока нет. В результате бензин в нашем регионе – один из самых дорогих в стране.
Также члены комитета обсудили слишком высокие тарифы на энергоносители, существующие в Воронежской области. По их мнению, это вызвано слишком большой сбытовой надбавкой, а та, в свою очередь, обусловлена чрезмерными потерями в сетях. Сергей Коровин заметил, что это неизбежно сказывается на себестоимости промышленной продукции, что и станет одним из предметов обсуждения на совместном заседании комитета по энергетике с комитетом по промышленности Воронежской области. По результатам этого заседания, выразил надежду Сергей Михайлович, должна быть создана рабочая группа, в состав которой войдут представители обоих комитетов. Таким образом, данная рабочая группа будет рассматривать поднятые вопросы комплексно, с учетом всех позиций, что станет основой для большего взаимопонимания между комитетами, приводя их к выработке общего решения, устраивающего обе стороны.