11.12.2025

Круглый стол, посвященный этой теме, прошел на площадке Торгово-промышленной палаты Воронежской области

10 декабря в конференц-зале ТПП Воронежской области состоялся круглый стол, посвященный переходу бизнеса на электронный документооборот, в частности – внедрению электронных транспортных накладных. В мероприятии приняли участие президент палаты Сергей Петровский, советник президента по внешнеэкономической деятельности Владимир Золотых, министр сельского хозяйства Воронежской области Валерий Мелещенко, заместитель председателя комитета по аграрной политике, экологии и природопользованию Воронежской областной Думы Денис Рослик, руководители крупных сельскохозяйственных и транспортных предприятий региона.

Открыл работу круглого стола Сергей Петровский, отметивший в своем вступительном слове, что изменения, внесенные в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» (№140-ФЗ от 07.06.2025), серьезно затронут работу воронежских аграриев и грузоперевозчиков.

Суть нововведения состоит в том, что с 1 сентября 2026 года при осуществлении всех видов грузоперевозок использование бумажных транспортных накладных будет запрещено (за исключением незначительной доли грузов определенных категорий). Вместо них все участники процесса – отправители, перевозчики, получатели, экспедиторы и т. д. – будут обязаны использовать электронные транспортные накладные (ЭТрН). Коснется это напрямую и операционной деятельности воронежских сельхозпроизводителей и перевозчиков.

Анализируя законодательную новеллу, воронежские аграрии уже сейчас предвидят сложности в реализации ее норм и положений. Подразумевается, что составление электронных накладных будет происходить непосредственно в процессе осуществления грузоперевозок с помощью специального программного обеспечения, установленного на смартфонах и планшетах и позволяющего передавать оформленные накладные в систему электронного документооборота в режиме онлайн.

По мнению участников рынка, очевидно, что составление документов электронной отчетности в полевых условиях столкнется с рядом объективных трудностей и в итоге может привести к системным срывам в логистических процессах, а следовательно – к серьезным финансовым потерям как для транспортных компаний, так и для сельхозпроизводителей. Связано это в первую очередь с необходимостью предварительного заполнения обязательных полей (титулов) ЭТрН. К примеру, электронные накладные требуют указания точных адресов погрузки и выгрузки на этапе создания документа. В сельском же хозяйстве часто используются динамические маршруты и нефиксированные точки погрузки и выгрузки товара. Однако если эти данные не известны заранее и не внесены на этапе составления документа, система электронного документооборота может не позволить оформить такую накладную. Внести же изменения в уже оформленную накладную невозможно. Также нельзя и подписать документ «задним числом»: подпись ставится в момент оформления. К этому следует добавить неустойчивость интернет-связи в сельской местности, а также регулярные отключения мобильного интернета в связи с угрозой атак БПЛА в нашем регионе, что также усложняет процесс полноценного оформления электронных накладных «в полях».

Участники круглого стола подтвердили правильность выводов, к которым пришли сельхозпроизводители. По словам собравшихся, в ходе уборочной кампании невозможно заранее спрогнозировать параметры каждой перевозки: скажем, не зная заранее, на каком именно поле агрономы хозяйств решат убирать урожай или куда решат его везти – на ток или в сушилку, невозможно определить маршрут и, следовательно, просчитать грузоборот (в тонно-километрах) и стоимость самой перевозки. А все эти данные также необходимы при составлении электронной заявки на перевозку, на основании которой формируется электронная накладная. В связи с этим ранее сложилась устойчивая практика: бумажные товарно‑транспортные накладные (к примеру, по форме №СП‑31 – зерно) заполнять уже в конце перевозки, когда машины, привезя груз, сдавали его на ток или элеватор. Электронные же накладные заполнять после перевозки нельзя, но и оформить их должным образом до осуществления транспортировки груза также невозможно: документ не получится составить без заполнения обязательных полей в момент создания, а данных по ним в это время может просто не быть на руках.

– У нас единовременно могут выйти на поля под 800 машин, каждая из которых совершает по три-пять коротких рейсов. И на каждую такую перевозку нам нужно будет сделать свою электронную накладную, – поделилась своим практическим опытом генеральный директор транспортно-логистической компании Vestargo Ирина Новикова. – Мы подсчитали, что за пять месяцев мы обработали 50 тыс. накладных. Сейчас у меня оператор может обработать порядка 300 машин за смену. В случае же с электронными накладными один специалист будет обрабатывать 10–15 машин, в связи с чем нам потребуется существенно увеличивать имеющийся штат сотрудников. А это неизбежно отразится на стоимости перевозок.

Работа же с нарушением порядка оформления накладных чревата, во-первых, штрафами (по новому 140-ФЗ, для ИП – от 3 тыс. до 10 тыс. рублей, для юрлиц — от 100 тыс. до 1 млн рублей), а во-вторых, приостановкой уборочной кампании, напомнили присутствующие.

– Инспектора ГИБДД имеют право задерживать машины, перевозящие грузы без накладных, а если стоят машины, то стоят и комбайны. А если стоят комбайны, то стоит и уборочная в целом, – констатировали участники заседания.

В качестве выхода из создавшегося положения присутствующие предложили комбинировать имеющиеся способы оформления: в процессе грузоперевозок использовать бумажные документы (скажем, те же СП-31, подтверждающие, что перевозка осуществлена), а затем на их основании постфактум вносить данные в систему электронного документооборота (то есть использовать вариант отсроченного внесения информации). Также прозвучало предложение рассмотреть возможность в ходе реализации 140-ФЗ ввести переходный период до 2030 года: положения документа позволяют вводить особые режимы его реализации.

Подводя итоги дискуссии, Сергей Петровский предложил наиболее активным участникам круглого стола выступить в качестве инициативной группы, которая взялась бы подготовить обращение, отражающее консолидированную позицию участников рынка сельскохозяйственных перевозок (аграриев и грузоперевозчиков) по данному вопросу. По предложению Сергея Владимировича, к созданию соответствующего документа следует привлечь и коллег из остальных областей Черноземья. Со своей стороны, господин Петровский пообещал направить подготовленное таким образом обращение в комитет по аграрной политике Воронежской облдумы, а также проработать этот вопрос с руководителями торгово-промышленных палат регионов – соседей Воронежской области, с тем чтобы в дальнейшем выйти на профильные комитеты (по сельскому хозяйству и транспорту) Торгово-промышленной палаты России. Кроме того, по его мнению, необходимо привлечь к рассмотрению этого важного вопроса федеральные Минтранс и Минсельхоз.

Участники заседания одобрили прозвучавшие предложения руководителя ТПП Воронежской области, подчеркнув, что заняться этой работой следует в самое ближайшее время.

Все новости/события