В ходе мероприятия были рассмотрены наиболее актуальные вопросы взаимодействия региональных торгово-промышленных палат с Фондом развития промышленности
14 марта в рамках подготовки к предстоящей встрече с директором Фонда развития промышленности Романом Петруцей вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин провел рабочее совещание «Практические вопросы взаимодействия с ФРП и региональными ФРП в рамках проектной деятельности торгово-промышленных палат» с руководителями территориальных ТПП (в режиме ВКС). Торгово-промышленную палату Воронежской области на совещании представлял ее вице-президент Николай Щипелев.
Основной темой мероприятия стало обсуждение предложений торгово-промышленных палат по возможным механизмам улучшения их взаимодействия с ФРП, в том числе речь шла о монетизации услуг, предоставляемых промышленным предприятиям при оформлении документов на получение господдержки из средств Фонда. По завершении совещания господин Щипелев прокомментировал его итоги.
– Николай Семенович, прошедшее мероприятие было посвящено взаимодействию бизнеса с ФРП. Расскажите, пожалуйста, о том, как проходило обсуждение этих вопросов.
– Начну с того, что Фонд развития промышленности сегодня – это наиболее эффективный и наиболее востребованный инструмент поддержки промышленного бизнеса. Он предлагает льготные условия финансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, лизинг производственного оборудования, станкостроение, цифровизацию действующих производств, производство предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского или двойного назначения, производство комплектующих, маркировку товаров и повышение производительности труда.
Сразу хотел бы подчеркнуть: деньги, выделяемые Фондом, – это не гранты (которые не нужно возвращать), это кредиты, просто со ставкой, которая значительно ниже банковских и зависит от направления бизнес-проекта. Для реализации новых промышленных проектов Фонд предоставляет целевые займы в рамках основных программ финансирования, стимулируя тем самым приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
– Известно, что у нас, в Воронежской области, есть свой Фонд развития промышленности – региональный…
– Совершенно верно. В российских регионах имеются свои фонды (регфонды или РФРП), которые созданы, как говорится, «по образу и подобию» федерального. Они управляются администрациями субъектов РФ и работают по федеральным стандартам. Наличие РФРП в субъектах делает возможным делегировать часть полномочий по информированию, поиску, отбору и экспертизе промышленных проектов на местный уровень.
Зачастую бывает, что какие-то бизнес-проекты финансируется региональными фондами из областных денег, а какие-то – с добавлением федеральных.
Но чаще всего работа фондов строится таким образом: федеральный Фонд финансирует проекты от 100 млн и выше, а региональные – до 100 млн. Конечно, у разных региональных фондов разный «потолок» – у кого-то это и 30 млн, у кого-то больше. Тут каждый регион исходит из своих финансовых возможностей. В Воронежской области РФРП финансирует проекты до 50 млн рублей. Наш бизнес, обращаясь за деньгами, ориентируется на эту цифру: если необходимы средства в размере больше 100 млн, предприниматели уже обращаются не в наш региональный фонд, а оформляют заявку в федеральный.
– Какая роль во всей этой работе отведена торгово-промышленным палатам?
– В фондах – и федеральном, и в региональных – имеются два совета: экспертный и наблюдательный. В нашем региональном Фонде ТПП Воронежской области представлена в моем лице в обоих советах – и в наблюдательном, и в экспертном. Решение о выделении средств тому или иному хозяйствующему субъекту принимается экспертным советом: именно он голосует, предоставить или не предоставить кредит в каждом конкретном случае.
Региональные фонды работают в разных регионах по-разному, участие палат в проектах везде разное. Оформление документов для фонда – это, вообще-то, услуга, и она может быть в том числе платной. Поэтому некоторые фонды организовали при себе коммерческие структуры, которые этим занимаются. У нас в регионе эту услугу оказывают РФРП и ТПП Воронежской области.
А есть проекты, которые мы не просто поддерживаем, а в определенной мере сопровождаем. Предприниматели обращаются к нам, в палату. Мы готовим для них резюме по проекту – сопроводительное письмо, в котором высказываем о нем свое мнение и предлагаем поддержать. Взаимодействуем с ФРП мы в этом случае через ТПП РФ. Дело в том, что вице-президент ТПП РФ Дмитрий Николаевич Курочкин (который как раз и проводил рабочее совещание, о котором мы говорим) является членом экспертного совета федерального ФРП. Таким образом, наша палата составляет письмо на его имя. Заседание экспертного совета федерального ФРП проходит два раза в месяц, на каждом рассматривается по 10 таких заявок. Работа большая и ответственная. Поэтому ФРП и обращается в регионы за помощью в отборе проектов, а регионы, соответственно, дают рекомендации тем или иным проектам.
– Если наша ТПП не берет с предпринимателей денег за помощь в составлении документов и сопровождение, в чем для палаты смысл заниматься этой деятельностью?
– Часто предприятия, обращающиеся в Фонд, не являются членами палаты. После нашей помощи в оформлении документов многие такие предприниматели вступают в ТПП. Для нас это один из плюсов такой работы: этим мы расширяем свою членскую базу. Именно таким путем членами палаты в свое время стали ООО «ПКФ «Акрил» и др. Кстати, руководитель «Акрила» сейчас уже входит в состав Правления палаты.
– Как бы вы оценили степень эффективности взаимодействия ТПП Воронежской области с ФРП в целом?
– ТПП Воронежской области очень серьезно относится к работе с ФРП по отбору наиболее перспективных проектов в регионе, активно консультируется по этому вопросу с экспертами Фонда и органами государственной власти. Считаю, что очень удачно, очень эффективно сложилась работа экспертного совета ФРП с участием всех бизнес-объединений. Достаточно сказать, что 15 проектов, отобранных с участием ТПП, уже финансируется ФРП: это КБХА, ВАСО, ОКБМ, «Промтекстиль», «Дельта-пак», «Воронежстальмост», «Воронежсельмаш», НИИЭТ, Центр транспортной комплектации, ООО «Воронежский комбинат теплоизоляционных материалов», АО «Борисоглебский трикотаж», ООО ПКФ «Акрил», «Турбонасос» и др. Палата несет ответственность за то, чтобы эти проекты были эффективно реализованы. У ТПП, как и у других бизнес-объединений, есть желание, чтобы Фонд был больше и имел больше средств для реализации важных промышленных бизнес-проектов в регионах России.
– На совещании, судя по его теме, поднимался вопрос о возможностях монетизации услуги по оформлению документов для Фонда?
– Для такой работы требуются высококвалифицированные специалисты. Палата работает над резюме – письмом в ТПП РФ. Фактически этим мы берем на себя определенную долю ответственности за реализацию проекта. Мы тщательнейшим образом изучаем проект, претендующий на получение финансирования. Это очень важная работа, в том числе и потому, что иногда заявки на помощь в Фонд подаются весьма сомнительные. Могу сказать, что таких случаев у нас было три за последние два года.
– С какими еще предложениями по улучшению взаимодействия бизнеса с ФРП торгово-промышленные палаты выступили на состоявшемся совещании?
– Их было несколько. В частности, прозвучало предложение, которое наша палата также поддерживает. Сейчас Фонд рассматривает проекты только обрабатывающих отраслей. А вот, например, пищевая промышленность, переработка туда не попадают – кондитерские фабрики, хлебозаводы и т.д. Хотя современное пищевое производство не менее сложное, чем промышленное. Им тоже необходимо периодически закупать новое оборудование, иначе сразу начинается отставание от конкурентов – по объемам продукции, по ее себестоимости. Поэтому было предложено, чтобы Фонд рассматривал и проекты в пищевой отрасли, так как «пищевка» зависает между небом и землей, она оказывается никому не нужна: в регионах ею занимаются не департаменты промышленности, а департаменты сельского хозяйства. Но условную кондитерскую фабрику трудно отнести к сельскому хозяйству. И к промышленности она тоже сегодня не относится. В результате она не получает финансовой помощи ни от кого.
Обсуждались и проблемные моменты в работе федерального Фонда. Например, это долгое время оформления кредита – до полугода. Это сложная процедура, причем происходит она в два этапа. Были даже такие случаи: предприятие готовится к получению финансовой поддержки от ФРП, ему помогают. Но подготовка – процесс сложный, и порой, несмотря на помощь, предприятие не укладывается в полгода, а направление, по которому предприятие хотело получить помощь, за это время просто исчезает.
Еще один момент, который обсуждался на совещании, – лаг между суммами, выделяемыми региональным и федеральным фондами: область финансирует, допустим, до 60 млн, а федеральный Фонд – от 100. А если у предпринимателей проект на 80 млн, куда им обращаться? Получается, такие проекты тоже выпадают из сферы государственной финансовой поддержки.
– Как бы вы оценили итоги прошедшего совещания в целом?
– Очень положительно. Дмитрий Николаевич Курочкин накануне встречи с директором ФРП Романом Васильевичем Петруцей решил посоветоваться с руководством палат, чтобы представители региональных ТПП могли высказать свои замечания, предложения и т.д. Затем, аккумулировав предложения палат, он сможет их озвучить руководителю ФРП. Это очень верная тактика, которая, полагаю, в итоге принесет свои реальные плоды.