12.07.2024

Первое мероприятие нового проекта было посвящено снижению для инвесторов стоимости подключения к электросетям

10 июля в конференц-зале Центра «Мой бизнес» состоялась первое заседание Инвестиционной платформы «Оптимизация клиентского пути инвестора», направленной на реализацию бережливого проекта «Сквозной инвестиционный поток». В мероприятии приняли участие руководители профильных министерств Воронежской области, администраций муниципальных образований нашего региона, деловых сообществ и объединений, представители воронежского бизнеса и местных деловых СМИ. ТПП Воронежской области на платформе представлял президент палаты Сергей Петровский. Модератором встречи выступил руководитель секретариата губернатора Воронежской области Игорь Лотков.

Инвестплатформа – для помощи инвесторам

Открыв работу собрания, Игорь Анатольевич пояснил, что воронежская Инвестиционная платформа – это цикл стратегических сессий, заседаний рабочих групп, направленных на совершенствование инвестиционного процесса в нашем регионе. Благоприятный инвестиционный климат является залогом роста экономики, и в Воронежской области уже много лет идет работа, направленная на то, чтобы он был максимально комфортным. На этом пути достигнуты заметные успехи: по итогам 2023 года наш регион занял 9-е место в Инвестиционном рейтинге субъектов Российской Федерации.

Далее с приветственными словами к собравшимся в режиме видео-конференц-связи обратились заместитель директора Департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений Минэкономразвития России Анастасия Лагута и директор проекта АО «Производственная система «Росатом» Сергей Ильин. Анастасия Викторовна рассказала о сути проекта «Сквозной инвестиционный поток», его идеях и целях, а Сергей Николаевич осветил типовые проблемы реализации проекта в других регионах России.

Поблагодарив спикеров за их выступления, господин Лотков подробно остановился на различных аспектах реализации проекта в Воронежской области.

В июле 2022 года в рамках работы по совершенствованию инвестиционного стандарта стартовал бережливый проект «Сквозной инвестиционный поток», разработанный Минэкономразвития совместно с госкорпорацией «Росатом». Основная задача проекта – сократить сроки выдачи инвесторам необходимой документации и ускорить процедуры подключения к инфраструктуре. К проекту присоединились семь субъектов Российской Федерации в качестве пилотных регионов, Воронежская область вошла в число регионов-наблюдателей, и уже в 2023 году по инициативе Правительства области началась активная фаза реализации данного проекта в нашем регионе. К настоящему моменту удалось достигнуть значительного результата: сроки клиентского пути инвестора были сокращены на 35%.

Три проблемы

Игорь Лотков подчеркнул, что встречи в рамках Инвестплатформы планируются стать регулярными и будут касаться важных для компаний вопросов – технологического присоединения строящихся промышленных объектов к инженерным коммуникациям, получения земельного участка, получения разрешения на строительство, а затем на ввод производственных мощностей в эксплуатацию, оформления права собственности на уже готовый объект и т.д. Текущее заседание платформы посвящено крайне актуальному для инвесторов вопросу – получению технических условий для подключения к электросетям (до 150 кВт и свыше 150 кВт), и участникам заседания предстоит поговорить об алгоритмах действий инвестора по этим процедурам.

О сегодняшней ситуации с электроснабжением инвестиционных проектов присутствующим доложил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области Евгений Бажанов. Он рассказал о достигнутых результатах: сроки подключения существенно сокращены, произошла оптимизация процессов крупнейшего поставщика электроэнергии «Россети-Центр» – «Воронежэнерго».

Говоря о проблемах отрасли, Евгений Владимирович сформулировал три основные:

 дефицит электрических мощностей в Воронеже и агломерации;

 низкая степень заинтересованности администраций муниципальных районов в предоставлении сервитутов при прокладке линий электропередач;

 высокая финансовая нагрузка на инвесторов при технологическом присоединении к объектам электроснабжения.

Министр предложил собравшимся рассмотреть каждую из проблем более детально.

«Дефицита мощностей нет!»

Заместитель директора по капитальному строительству филиала ПАО «Россети-Центр» – «Воронежэнерго» Владимир Шацких осветил ситуацию с доступностью мощностей на территории региона. По его словам, дефицита мощностей в Воронежской области нет: она является профицитной в плане выработки электроэнергии. Проблема же заключается в том, что в пригородах Воронежа наблюдается нехватка трансформаторных мощностей.

Владимир Николаевич высказал предложение по решению вопроса: нужно при заходе инвестора предлагать ему площадки не только в Воронеже и поблизости от него, но и в тех районах, где наблюдается существенный профицит трансформаторных мощностей. Господин Шацких подчеркнул, что его компания готова присоединиться к работе по выбору земельных участков, наиболее подходящих для инвесторов в аспекте энергоснабжения. Необходимо также рассматривать строительство новых центров питания, реконструкцию существующих. Это возможно сделать и за счет инвестора через плату за техническое присоединение. По этой схеме уже построены несколько подстанций: «Курская», «Отрадное» и т.д., что является положительным опытом в решении данной проблемы.

Президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Сергей Петровский и председатель Воронежского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Наумов озвучили точку зрения предпринимателей на данную проблему.

Господдержка необходима

Господин Петровский обратил внимание на то, что проблема присоединения к сетям возникла не вчера, она длится десятилетиями, и на протяжении этого времени бизнес, власть и ресурсоснабжающие организации пытаются эту проблему решить. Выходом здесь, по мнению Сергея Владимировича, могла бы стать малая генерация, в первую очередь – на основе газа. По территории нашего региона проходит газопровод, у нас начал реализовываться проект по производству сжиженного газа, – этим можно и нужно воспользоваться. Особенно это относится к тем районам, где тянуть провода может быть действительно дорого.

– И давайте не забывать о том, что без серьезных мер государственной поддержки бизнес в одиночку этот вопрос не потянет, – резюмировал спикер. – Власть, бизнес и энергоснабжающие организации должны объединить здесь свои усилия, а ТПП Воронежской области готова включиться в эту работу. У нас есть конкретные предложения, выработанные нашим комитетом по энергетике, мы готовы их предметно обсуждать.

Сергей Наумов добавил к сказанному, что инвестор, заходя к нам в область со своим проектом, может просто не знать, какие именно шаги следует ему предпринять и в какой последовательности. В этом смысле серьезным подспорьем для такого предпринимателя могло бы стать выделение для него куратора со стороны профильных министерств Воронежской области – имущественных и земельных отношений, ЖКХ и энергетики.

Новые мощности тоже нужны

Директор по развитию ООО «Технопарк XXI век» Денис Дмитриев рассказал о своем опыте технологического присоединения к объектам электроснабжения. По его мнению, на выбор земельного участка влияет не только наличие мощностей, но и логистическая составляющая. И выходом для тех предпринимателей, которые выбрали себе участки в районах, где свободных энергетических мощностей уже практически нет, может стать лишь создание новых мощностей. И здесь следует не забывать про механизмы федеральной поддержки – при условии софинансирования со стороны инвестора. Возможно, к процессу присоединятся и региональные власти.

Подводя итог обсуждению первой из трех обозначенных проблем, Игорь Лотков предложил в качестве ее решения зафиксировать в протоколе необходимость разработки регламента взаимодействия исполнительных органов власти Воронежской области и филиала ПАО «Россети-Центр» – «Воронежэнерго» при строительстве новых объектов энергосетевого хозяйства за счет совместного финансирования из средств бюджета региона и инвестиционной программы ПАО «Россети-Центр».

Проблема с сервитутами

Переходя ко второй проблеме, Игорь Анатольевич указал на ее парадоксальность: она заключается в том, что свободная мощность имеется, она доступна, но процедура подключения растягивается на долгий срок из-за того, что с правовой точки зрения не урегулирован механизм предоставления сервитутов (документов на право пользования чужим земельным участком) при прокладывании линий электроснабжения по участкам, находящимся как в государственной собственности, так и в частном владении.

Подробнее об этой проблеме и путях ее решения рассказал Владимир Шатских. По его словам, при строительстве линейных объектов на федеральных или муниципальных землях особых вопросов не возникает. Сложности появляются при взаимодействии с владельцами частных участков. Сразу же возникают какие-то встречные требования, порой не вполне обоснованные или даже просто неприемлемые. Есть и просто категоричное нежелание частников, чтобы по их участкам проходили объекты инженерии.

Именно для решения этого вопроса в российском Земельном кодексе и появилось понятие публичного сервитута для целей строительства объектов инженерных коммуникаций. Если речь идет об объектах муниципального значения, сервитут утверждает районная администрация, если о региональных – структурное подразделение областного правительства. И сегодня в некоторых районах складывается неопределенность в согласовании действий по установлению сервитутов для прокладки сетей, поскольку для вынесения решения по сервитуту необходим соответствующий документ регионального уровня, который у нас пока не принят. Его принятие позволит решить эту проблему.

Заместитель главы администрации Рамонского муниципального района Воронежской области Николай Буренин пояснил, что разногласия часто возникают по вопросу, кто именно должен утверждать публичный сервитут. Николай Андреевич согласился с господином Шатских, что разработка регионального регламента по этому вопросу крайне необходима.

«Если надо – обучим!»

Министр имущественных и земельных отношений Воронежской области Ольга Эсауленко заметила, что система и порядок определения сервитутов установлены Земельным кодексом. Сомнения по порядку принятия решения вызывает не сама процедура, а определение уровня объекта – муниципального или регионального. Сегодня соответствующий нормативно-правовой акт, который позволит разграничивать объекты, уже разрабатывается.

При этом МИЗО готово уже сейчас включиться в работу по помощи муниципалам в вопросе определения порядка действий, сроков, функций, полномочий и т.д. Будет оказано содействие и по проведению необходимых обучающих семинаров для сотрудников муниципальных органов власти.

– Как представляется, проблема публичных сервитутов на сегодня является наиболее управляемой, есть приемлемые решения и понимание, в каком направлении необходимо двигаться, – резюмировал обсуждение второго вопроса Игорь Лотков. В меморандуме по итогам инвестплатформы по этой проблеме было принято решение о разработке системы нормативного регулирования и совершенствования законодательной базы на уровне органов местного самоуправления, которые позволят однозначно трактовать спорные положения законодательства в части предоставления сервитутов.

Главное – не потерять инвестора

По третьей проблеме, касающейся высокой финансовой нагрузки на инвесторов при техприсоединении, слово снова взял Евгений Бажанов. С одной стороны, отметил он, любой инвестор стремится минимизировать стоимость присоединения к инженерной инфраструктуре, а с другой, есть определенные юридические механизмы, которые закрепляют формирование той или иной стоимости, определяемой в том числе и особенностями проведения работ со стороны сетевой организации. В ответ на это Игорь Лотков привел пример, в котором инвестор получил от энергетиков коммерческое предложение, цифры которого отбили всякое желание развивать инвестпроект в целом.

– Такая ситуация невыгодна всем, поскольку область теряет инвестора, который может уйти в другой регион, а сетевая организация – клиента, будущего многолетнего потребителя электроэнергии, – заметил Игорь Анатольевич.

Владимир Шатских согласился, что потеря клиента невыгодна всем сторонам, но стоимость присоединения к сетям во многом зависит от технических решений, которые тесно связаны с первой проблемой – с выбором площадки под инвестпроект. Правильно подобранный участок может значительно снизить стоимость техприсоединения.

Своим опытом по поднятому вопросу поделился с воронежцами начальник отдела инвестиций и энергосбережения Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Александр Кедров, присоединившийся к обсуждению в режиме онлайн-связи. Он рассказал о проделанной работе по организации эффективного взаимодействия между его министерством и ресурсоснабжающими организациями, о деятельности по влиянию на федеральные структуры по изменению действующих процедур.

Больше информировать бизнес

Министр тарифного регулирования Воронежской области Людмила Шелякина рассказала участникам инвестплатформы о роли органа тарифного регулирования в процессе технологического присоединения. Эта роль значительна, поскольку именно данное ведомство утверждает стандартизированные ставки по техприсоединению или размер оплаты в случае реализации индивидуальных проектов.

Также Людмила Геннадьевна обратила внимание присутствующих, что на территории Воронежской области, помимо «Россетей», работают и другие сетевые организации, о чем инвесторы порой просто не знают. В связи с этим госпожа Шелякина предложила на интерактивную инвестиционную карту Воронежской области нанести зоны ответственности территориальных сетевых организаций, с тем чтобы инвесторы могли легче определиться со своим выбором, что также может привести к снижению затрат на техприсоединение. Кроме того, на карту можно было бы нанести и информацию об имеющихся в тех или иных районах энергетических мощностях.

Помимо этого, министр выступила за то, чтобы сформировать в нашем регионе экспертную группу из технических специалистов, которая могла бы оценивать технические условия присоединения, оценивать обоснованность тех или иных параметров, выдвигаемых энергетиками инвесторам.

Продолжив обсуждение монопольного положения поставщиков, участники инвестплатформы заслушали информацию заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Сергея Михина. Он согласился с предыдущими ораторами, что на стоимость техприсоединения сильно влияет обоснованность самого технического решения, которое принимает сетевая организация для того или иного конкретного подключения.

УФАС не никак не влияет на формирование этой стоимости, но работает с жалобами со стороны инвесторов на необоснованно высокую стоимость техприсоединения. И в повседневной практике сотрудникам антимонопольного органа приходится сталкиваться как с объективными причинами высокой стоимости техприсоединения, так и со случаями злоупотребления со стороны поставщиков, по итогам рассмотрения которых цена существенно меняется в сторону снижения. Был, например, случай, когда стоимость подключения в результате вмешательства УФАС упала с 2,5 млн рублей до 50 тыс. рублей. Разумеется, для получения независимой оценки обоснованности технических решений необходимо проведение экспертизы. В связи с этим появление некоего согласительного органа, который выступал бы экспертом в подобных ситуациях, представляется крайне актуальным.

Спор разрешит согласительная комиссия

Игорь Лотков, завершая обсуждение этой проблемы, предложил вынести решение о формировании в нашем регионе клиентоцентричной согласительной комиссии, состоящей из представителей филиала ПАО «Россети-Центр» – «Воронежэнерго», Министерства тарифного регулирования Воронежской области, отраслевых исполнительных органов, для оперативного формирования обоснованной стоимости технологического присоединения для инвестора и сокращения сроков работы по обработке заявок на выдачу технических условий присоединения к электросетям.

– Общей задачей этой комиссии должна стать борьба за инвестора, – пояснил Игорь Анатольевич. – Драйвером экономического роста являются инвестиции, без инвестиций экономика останавливается. У нас нет иного пути, кроме как создавать комфортные, привлекательные условия для инвесторов.

Итоги работы первого заседания Инвестиционной платформы подвел первый заместитель председателя Правительства Воронежской области Данил Кустов. Он подчеркнул, что развитие благоприятного инвестиционного климата в регионе является задачей не только экономической, но и политической.

– В своем послании Федеральному Собранию в марте этого года президент Владимир Путин обозначил одну из ключевых задач – развитие экономики. Экономические санкции были введены против нашей страны именно для того, чтобы подорвать ее экономическую стабильность. А стабильность в экономике – это и выплаты бюджетным работникам, и выплаты военнослужащим, и стабильность в нашем обществе. Это одна из наших приоритетных задач, – резюмировал Данил Александрович.

Все новости/события