15.02.2024
Основной темой дискуссионной площадки стало обсуждение регионального закона о введении требований к цветовой гамме автомобилей, оказывающих населению услуги такси
14 февраля в конференц-зале Центра «Мой бизнес» состоялся круглый стол, посвященный вопросам работы таксомоторной сферы Воронежа. Организатором мероприятия выступил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Воронежской области Павел Ковалев, он же взял на себя роль модератора встречи. В заседании приняли участие представители областного правительства, руководители компаний-перевозчиков. Торгово-промышленную палату Воронежской области на мероприятии представляли ее президент Сергей Петровский и председатель комитета палаты по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике Иван Корнюшкин.
Открыв заседание, Павел Ковалев кратко напомнил собравшимся предысторию вопроса. В Федеральном законе от 29 декабря 2022 г. №580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» регионам были даны рекомендации относительно регламентации внешнего вида автомобилей, оказывающих услуги таксомоторных пассажирских перевозок: областным законодателям предлагалось установить четкую цветовую гамму для такси, приняв соответствующие региональные законы. Воронежские депутаты пришли к мнению, что по улицам Воронежа должны ездить такси белого цвета (опционально – желтого), Министерство промышленности и транспорта Воронежской области это решение поддержало. Однако принятые положения породили ряд вопросов, которые и предлагается обсудить в рамках данного круглого стола.
Взяв слово, руководитель таксомоторной компании «ГрандКар» и представитель Общественного совета по развитию такси Воронежской области Станислав Садчиков высказал мнение, что сегодня местная таксомоторная отрасль находится в сложной ситуации, можно сказать – в кризисе. Расходы на содержание автопарков выросли в несколько раз: если в прошлом году, к примеру, аккумулятор стоил 3,5 тыс. рублей, то сегодня его приходится приобретать уже за 6 тыс. рублей. Цены выросли на 20–50, а по отдельным позициям и на 70%. Новые автомобили стали дефицитом и к тому же существенно подорожали: если в октябре 2023 года «Лада-Гранта» стоила 837 тыс. рублей, то в январе 2024-го – уже 940 тыс. рублей, а в феврале стоимость возросла до 1 млн рублей.
– Китайские автомобили мы тоже рассматривали, но они очень дорогие и тоже в дефиците, – пояснил Станислав Анатольевич. По его словам, выросли и лизинговые ставки: совсем недавно компания платила 37 тыс. рублей в месяц за автомобиль, сейчас эта сумма выросла до 42 тыс. рублей.
Третий момент – рост расходов по ОСАГО и связанная с этим дополнительная финансовая нагрузка, появившаяся в 2024 году.
На этом фоне наблюдается рост спроса на услуги такси со стороны пассажиров. При этом количество автомобилей в таксопарках не увеличивается по перечисленным причинам. В итоге происходит повышение цены на поездку в такси, увеличивается время подачи машины.
– И в таких непростых условиях наши власти хотят ввести для такси ограничения по цветам, – резюмировал господин Садчиков. – Для чего это делается, непонятно. В приложении на своем телефоне пассажир всегда видит марку и модель заказанного автомобиля, его госномер, цвет, то есть никаких проблем с идентификацией авто в качестве такси произойти не должно. Кроме того, по закону у наших такси имеются отличительные признаки: шашечный пояс и плафон оранжевого цвета на крыше. А если говорить о, скажем, «Яндекс. Такси», то их машины все брендированы, с их опознанием в качестве такси вообще нет никаких сложностей.
Кроме того, добавил спикер, поменять цвет автомобиля (например, за счет оклейки пленкой) будет стоить более 100 тыс. рублей. При наличии в парке нескольких десятков машин такая операция обойдется перевозчику в значительную сумму. Если же речь идет о самозанятых таксистах, для которых перевозка пассажиров является дополнительным приработком к основному доходу, то вряд ли кто-то из них пойдет на такие расходы. Подобная ситуация будет способствовать уходу самозанятых таксистов «в тень», переход их в разряд «бомбил», борьба с которыми сегодня идет активно и даже дает свои позитивные плоды. Однако вместо дальнейшей легализации таксомоторных перевозок Воронеж может из-за непродуманных решений относительно требований к цвету такси получить обратный эффект. Купить же сразу белый автомобиль сегодня проблематично: тот же «АвтоВАЗ» уже столкнулся с дефицитом белой краски (что отчасти связано и с санкционными процессами) и одно время просто не выпускал белые авто.
Белый цвет автомобиля, как показывает аналитика ГИБДД, никак не влияет на уровень безопасности на дороге, продолжил Станислав Садчиков. С другой стороны, опросы пассажиров такси демонстрируют, что для них основным показателем хорошей работы перевозчиков является доступная цена поездки. На втором месте по значимости находится состояние автомобиля. Также клиенты обращают внимание на то, кто находится за рулем. Играет роль и время ожидания заказа, скорость подачи автомобиля.
Региональный менеджер «Яндекс. Такси» Анатолий Сулимов, подключившись к диалогу, также подтвердил, что для них как для агрегатора цвет машины не играет вообще никакой роли, а на первом месте стоит безопасное и качественное оказание услуг по перевозке пассажиров. Анатолий Анатольевич подтвердил, что отрасль сегодня находится в тяжелом положении, что связано в том числе и с санкционным давлением, из-за которого возросла стоимость и самих автомобилей, и их обслуживания, а также, соответственно, сократилось их количество. Перевозчики стараются закупать белые автомобили, но это не всегда возможно, в том числе и по экономическим причинам. И в этих условиях местные власти предлагают ввести ограничения по цветам, что, по сути, преследует одну цель – повышение узнаваемости такси. Однако на дорогах сейчас много частных («гражданских») белых автомобилей, не являющихся такси. В этой ситуации отличить такси от обычной машины можно именно по шашечному поясу, оранжевому фонарю, а также по брендированному (в случае с «Яндекс. Такси») внешнему виду, но никак не по белому цвету.
– Сейчас таксомоторным компаниям покупать новые авто тяжело и дорого. И в этой ситуации тратить дополнительные средства на изменение цвета машин для повышения узнаваемости такси в потоке городского транспорта – это решать проблему, которой на самом деле нет, – подчеркнул господин Сулимов.
По мнению заместителя министра – начальника отдела развития малого и среднего предпринимательства Министерства предпринимательства, торговли и туризма Воронежской области Владимира Алферова, вопрос с единообразием цвета такси является неоднозначным. Сейчас идет речь о развитии Воронежа как туристического центра, констатировал Владимир Иванович. Если брать опыт других городов – например, Санкт-Петербурга – то там пошли по пути унификации цвета такси, выбрав также белый цвет. Однако сказать, что появление в Воронеже такси исключительно белого цвета сильно повлияет на туристическую привлекательность города, было бы неправильно. Здесь следует идти от интересов потребителя. Как уже было отмечено, пассажиров больше интересует техническое состояние авто. Целью нововведения с определенным цветом такси видится попытка законодателей отсечь недобросовестных предпринимателей, оказывающих таксомоторные перевозки ненадлежащего качества. Насколько это получится, покажет время.
Участники круглого стола, обсуждая нововведение, также обратили внимание, что сейчас разрешения на работу такси выдаются не на перевозчика, а на автомобиль. Так что все разноцветные машины, которые сегодня этим разрешением обладают, будут на абсолютно законных основаниях обслуживать воронежцев в течение действия этого разрешения. Соответственно, имеющаяся сегодня цветовая палитра машин такси сохранится на улицах города еще продолжительное время, ограниченное только физическим износом указанных автомобилей. А поскольку обновление автопарка для бизнеса сейчас проблематично, все разноцветные машины, которые законодатели хотели бы своим нововведением исключить, будут находиться в транспортных потоках еще долгое время. Таким образом, уже по этой причине унифицировать цвет такси в Воронеже не получится на горизонте ближайших 5-7 лет.
– Вопросами работы такси, в том числе борьбой с нелегальными пассажирскими перевозками, ТПП Воронежской области занимается последние лет 10, – проинформировал собравшихся президент палаты Сергей Петровский. – Относительно же обсуждаемого сегодня вопроса я мог бы ответить двояко – как потребитель услуг и как руководитель регионального делового объединения. Как потребитель услуг я не вижу никакой необходимости в перекраске такси. Выделение такси цветом было актуально в те времена, когда пассажиру было необходимо заметить такси в потоке транспорта, остановить взмахом руки и затем доехать до нужной точки. Сейчас, я полагаю, 90% заказов такси происходит в цифровом режиме. И идентифицировать подъезжающее такси вполне возможно и по «шашечкам», и по верхнему оранжевому колпаку, и по госномеру. Поэтому я как потребитель вообще не вижу необходимости в унификации цветовой гаммы такси. А как руководитель объединения предпринимателей я считаю, что в сегодняшних условиях какие-либо дополнительные финансовые нагрузки на бизнес, не имеющие принципиального характера (например, не связанные с безопасностью или чем-то подобным), сегодня неприемлемы. Какой-либо острой необходимости в смене цвета такси я не вижу. Говорить здесь о какой-то городской эстетике или столичном лоске, я считаю, преждевременно.
Председатель комитета Воронежской областной Думы по государственной политике, законодательству, правам человека и регламенту Виктор Буздалин, взяв слово, поинтересовался, чем, собственно говоря, руководствовались законодатели, вводя норму об унификации цвета такси, какова цель этого нововведения.
– Тем более что федеральный закон указывает, что это право региона, а не обязанность, но наше Министерство промышленности транспорта решило это ввести, – отметил Виктор Иванович. – Часть депутатов Облдумы сгоряча это решение поддержали, мотивируя, что за рубежом во многих городах такие нормы есть. Но мы пока не дожили до такого уровня. Для нашего бизнеса это стопроцентно минус. С точки зрения выведения нелегалов из «серой» зоны это также не продуктивно: наоборот, многие начнут уходить в эту «серую» зону – особенно те, для кого это подработка. Подрабатывают пенсионеры, охранники, женщины-учителя и т.д. То есть количество легальных такси уменьшится. Следовательно, вырастет стоимость заказа, вырастет время ожидания машины, а это уже минус для населения. О какой туристической привлекательности города тут можно говорить?
По словам господина Буздалина, в сложившейся ситуации существуют следующие варианты ее разрешения: на заседании профильного комитета Облдумы можно вынести решение вернуть законопроект полностью, отправить его на доработку; можно также принять закон в первом чтении и создать согласительную комиссию; можно также принять закон сразу в двух чтениях. Председатель думского комитета по транспорту, дорожному хозяйству и безопасности Владимир Верзилин уже отправил в Министерство промышленности и транспорта Воронежской области письмо, в котором указывается, что данный проект закона необходимо доработать. Исправленный (уточненный) вариант закона уже не требует подписи губернатора, достаточно подписи уполномоченного губернатора в Воронежской областной Думе Александра Попова. За его подписью этот законопроект может быть отправлен в комитет для рассмотрения по существу. Какое бы решение ни было принято на комитете, любой депутат имеет право на заседании Облдумы выступить с предложением о том, чтобы принять закон в первом чтении, после чего в него можно будет вносить поправки с учетом прозвучавших на сегодняшнем круглом столе мнений. По результатам же круглого стола нужно написать обращение к губернатору, в котором следует изложить позицию бизнеса.
– Все депутаты тоже ездят на такси и также заинтересованы в том, чтобы этот вид транспорта функционировал нормально, – подчеркнул спикер.
Чтобы прояснить позицию облправительства по поднятому вопросу, Павел Ковалев предоставил слово начальнику отдела транспортной инфраструктуры и логистики Министерства промышленности и транспорта Воронежской области Максиму Филатову. По данным Максима Евгеньевича, сегодня в области насчитывается около 250 перевозчиков, работающих в сфере такси, на них приходится порядка 3 тыс. автомобилей. Из этих трех тысяч машин, официально зарегистрированных в реестре такси, примерно 75% составляют автомобили белого цвета. Кроме того, белый цвет является самым популярным цветом при окраске автомобилей на любом заводе-изготовителе (необязательно в России). Второй момент состоит в том, что те разрешения на такси, которые выданы, будут действовать в течение пяти лет. Пробег автомобиля в год составляет порядка 100 тыс. километров. Соответственно, за пять лет такое авто проедет 500 тыс. километров. А столько ни один автомобиль в такси не «живет».
– Поэтому цель нашей инициативы – воспользоваться данным нам правом и вынести на комитет тот законопроект, который мы предложили, с тем чтобы превратить такси в одну из визитных карточек города, – пояснил господин Филатов. – Сегодня ничто не мешает предпринимателям по истечении пятилетнего срока приобрести новые автомобили именно белого цвета.
Последнее заявление спикера вызвало множество ответных реплик участников заседания, выразивших несогласие с этим утверждением. Присутствующие усомнились в достоверности цифры, определяющей количество белых авто в 75% от всех зарегистрированных. Также прозвучало мнение о том, что непонятно, какой именно цвет авто можно считать белым: сейчас в автомобильной отрасли существует множество оттенков белого цвета, не являющихся в то же время чисто белым тоном, – например, «снежная королева», «белое облако», «айсберг», «слоновая кость» и т.д. Таким образом, по всей видимости, корректно было бы обозначать требуемый белый цвет для такси через колеровочные цифровые идентификаторы, которыми пользуются дизайнеры.
Сергей Петровский отметил, что, если говорить о некоей эстетической составляющей в работе такси, нужно тогда унифицировать и марки машин – как раньше, когда все такси были «Волгами». Павел Ковалев добавил, что сейчас никто не может предсказать, как будет складываться экономическая ситуация в стране и мире даже в ближайшей перспективе, поэтому в таких условиях высказывать требования к цветам автомобилей такси представляется избыточной претензией, некоей «хотелкой», под которой нет необходимого экономического обоснования.
Подводя итоги состоявшегося круглого стола, бизнес-омбудсмен предложил по сумме прозвучавших мнений составить письмо, адресованное губернатору Воронежской области и Воронежской областной Думе, в котором будет отражена консолидированная позиция перевозчиков, работающих в такси, уполномоченного по защите прав предпринимателей, региональной Торгово-промышленной палаты, а также особая позиция Министерства промышленности и транспорта Воронежской области по поднятому вопросу. Предпринимателям же Павел Вячеславович порекомендовал на будущее плотнее работать с таким механизмом, как оценка регулирующего воздействия законодательных актов, которая позволяет анализировать законопроекты и вносить в них необходимые изменения до их принятия.