Основной темой обсуждения стали итоги исследования соответствующего регионального индекса
29 июня в конференц-зале Центра «Мой бизнес» состоялся круглый стол, посвященный снижению уровня административного давления на местный бизнес. В мероприятии приняли участие представители региональных подразделений федеральных контрольно-надзорных органов – МЧС, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Налоговой службы, Ростехнадзора и т.д., а также Прокуратуры Воронежской области и общественных предпринимательских объединений. Модератором встречи выступил уполномоченный по защите прав предпринимателей Воронежской области Павел Ковалев. Торгово-промышленную палату Воронежской области на круглом столе представлял ее президент Сергей Петровский.
Открыв мероприятие, Павел Ковалев сообщил присутствующим, что подобные круглые столы проводятся уже несколько лет и их основной темой является рассмотрение индекса административного давления на воронежский бизнес. Рассчитывается ежегодный индекс Институтом экономики роста имени П.А. Столыпина совместно с аппаратом бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова. Павел Вячеславович отметил, что прежде по этому показателю Воронежская область занимала в сводном перечне российских регионов место в седьмом десятке, т.е. выглядела на общем фоне не слишком презентабельно. Однако консолидированными усилиями региональных органов исполнительной власти, контрольно-надзорных ведомств, аппарата воронежского бизнес-омбудсмена и всего предпринимательского сообщества сложившуюся ситуацию удалось переломить: согласно отчету «Индекс «Административное давление – 2023», Воронежская область резко поднялась с78-го (в 2022 году) на 4-е место.
– Теперь наша задача – удержаться на столь высокой позиции, а еще лучше – укрепить ее, – подчеркнул господин Ковалев. После этого он предоставил слово автору отчета, руководителю департамента развития предпринимательского климата Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» (ЦОП «БПК»), исполнительному директору Института экономики роста им. П.А. Столыпина (ИЭР) Антону Свириденко.
Господин Свириденко рассказал, что индекс административного давления рассчитывается уже пятый год подряд и наблюдаемый год от года рост рейтинга тех или иных регионов означает, что все заинтересованные стороны сделали правильные выводы из предыдущих исследований и проделали большую работу по улучшению показателей своего региона. Стоит обратить внимание на то, что показатели индекса административного давления включаются в состав рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России, автором которого является Агентство стратегических инициатив.
Фактически же индекс административного давления – это сводный анализ количества и результатов всех контрольно-надзорных мероприятий в отношении предпринимателей по регионам со стороны нескольких ведомств – Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Ростехнадзора, МЧС, Росздравнадзора, Россельхознадзора, Ространснадзора, Роструда. Также в 2023 году впервые были проанализированы данные по проверкам, проведенным Федеральной налоговой службой. При этом, отметил спикер, количество проверок в 2022 году снизилось по сравнению с предыдущим годом в четыре раза. Соответственно, и жалоб от бизнеса на административное давление стало меньше. Параллельно с этим растет количество профилактических мероприятий: сейчас их насчитывается до 70% от общего числа контрольно-надзорных мероприятий.
Далее коллега Антона Свириденко, руководитель направления расчета аналитических рейтингов ИЭР Кирилл Пузанков рассказал участникам круглого стола об индексе административного давления в Воронежской области за прошедший год, подробно остановившись на отдельных показателях, из которых в итоге и сложился индекс. Так, например, такой рейтинговый показатель, как доля предупреждений от общего числа наказаний, по многим ведомствам у Воронежской области лучше, чем в среднем по России: это относится к Росприроднадзору (42,1%), Ростехнадзору (35,0%), Ространснадзору (57,1%)МЧС (82,5%), Роструду (71,4%). Хуже, чем в среднем по России, эти показатели только у Роспотребнадзора (19,1%) и Россельхознадзора (14,9%). Такой показатель, как доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору, от общего числа подконтрольных субъектов, у всех ведомств в Воронежской области лучше, чем в среднем по России (кроме Роструда). И наконец, показатель «Доля профилактических мероприятий от общего числа контрольно-надзорных и профилактических мероприятий» у нас по всем ведомствам лучше, чем в среднем по стране, кроме МЧС (хотя и у него он составляет немалые 72,2%!).
Комментируя прозвучавшие цифры, Павел Ковалев отметил, что они однозначно указывают на те сферы, где нашему региону есть куда расти. После этого Павел Вячеславович предоставил слово Сергею Петровскому.
Президент ТПП Воронежской области рассказал о своем личном опыте взаимодействия с проверяющими структурами. По его словам, он как руководитель организации даже рад визитам контролирующих органов, поскольку воспринимает их как хорошую профилактику возможных недоработок: подобные проверки либо удостоверяют, что все в порядке, либо позволяют своевременно и без негативных последствий выявленные недочеты устранить. Однако, говоря в целом, опираясь в том числе и на опыт предпринимателей – членов ТПП Воронежской области, можно отметить, что некоторые запросы, которые делают представители контрольно-надзорных органов, вполне можно осуществить и без непосредственного визита в проверяемую организацию, получив информацию из альтернативных источников или в самой организации, но дистанционно. Такой подход для предпринимателей более интересен, поскольку очное посещение организации проверяющими по незначительным поводам может негативно отразиться на имидже компании в глазах клиентов: посетители организации могут решить, что
у нее не все гладко, раз к ней пришли с проверкой. Таким образом, излишнее административное давление может привести уже к определенному репутационному ущербу для субъекта предпринимательской деятельности, в связи с чем вопрос снижения такого давления остается по-прежнему злободневным для бизнес-сообщества Воронежской области.
Также господин Петровский рассказал об исследованиях делового климата (в том числе и в плане взаимодействия бизнеса с контрольно-надзорными органами), которые проводятся в нашем регионе. ТПП Воронежской области начала заниматься подобной деятельностью в 2011 году, взаимодействуя в этом вопросе с департаментом предпринимательства и торговли воронежского областного правительства. Руководство, сотрудники и наиболее активные члены ТПП проводили встречи с местными предпринимателями в муниципальных районах Воронежской области, общались, обсуждали наиболее острые вопросы, консультировали, одновременно с этим производя анкетирование по обозначенной проблематике. По итогам этих опросов становилось ясно, что давление на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов – одна из основных проблем, волнующих предпринимателей.
– Подобная ситуация сохранялась практически до введения моратория на проверки, – пояснил Сергей Владимирович. – Сейчас острота этой проблемы существенно спала, тем не менее отдельные факты давления все еще имеют место. И эти факты, безусловно, влияют и на благоприятность ведения бизнеса в регионе и на его инвестиционную привлекательность.
Далее руководитель региональной ТПП обратили внимание участников круглого стола на амбивалентность исследований, подобных индексу административного давления: далеко не всегда уход того или иного региона с вершины рейтинга означает ухудшение его показателей – это может быть связано с улучшением показателей других регионов. Верно и обратное: низкая позиция региона в списке вовсе не свидетельствует о том, что «всё плохо» – ситуация может быть вполне благоприятной для предпринимателей, но по каким-то показателям не дотягивать до лидирующих мест. Поэтому основное внимание следует уделять не столько позиции региона в ежегодном рейтинге, сколько контрольным цифрам по надзорным органам, которые фигурируют в отчете, сопровождающем исследование индекса административного давления.
Согласившись с мнением Сергея Петровского, собравшиеся обратили внимание на влияние самых разных факторов в ходе проведения анкетирования представителей деловой среды (особенно анонимного, проводимого в Интернете). Здесь могут возникать вопросы и по статистической выборке (действительно ли предприниматели отвечают на вопросы или какие-то случайные люди?), и по достоверности получаемых данных. В частности, в тех случаях, когда речь идет об опросах бизнесменов относительно частоты проверок со стороны надзорных ведомств, искажения случаются достаточно часто: некоторые предприниматели до сих пор воспринимают визиты представителей контрольно-надзорных органов именно как проверки, хотя речь на самом деле может идти о профилактических мероприятиях.
Вслед за этим с сообщением о работе Центра «Мой бизнес» выступил его директор Андрей Демидов. Андрей Геннадьевич подробно рассказал о тех мерах поддержки предпринимательской деятельности, которые предлагает бизнесу возглавляемый им центр, о проводящейся разъяснительной работе, в том числе и по вопросам контрольно-надзорной деятельности, о деловых мероприятиях, проходящих в стенах Центра.
В заключительной части круглого стола его участники в формате живого диалога обсудили поднятые вопросы.