30.01.2023
Детали совместного российско-чешского предприятия рассмотрели в региональной Торгово-промышленной палате
27 января в конференц-зале ТПП Воронежской области состоялась многосторонняя рабочая встреча, посвященная обсуждению запуска нового сельскохозяйственного проекта по выращиванию и переработке в нашем регионе хмеля для нужд пивоваренной отрасли.
В мероприятии приняли участие заместитель председателя правительства Воронежской области Виктор Логвинов, президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Сергей Петровский, глава Бобровского района Воронежской области Анатолий Балбеков, председатель комитета по предпринимательству в сфере общественного питания и торговли, владелец пивоваренной компании «ТАРКОС» Дмитрий Тарасевич, генеральный директор компании MBB Group Ян Стуна, а также предприниматели, представляющие различные предприятия пивоваренной отрасли – «Рауш» (Москва), «Марксовский пивзавод» (Маркс), «Липецкпиво» (Липецк), ПЗ «Канцлеръ» (Воронеж).
Речь на заседании шла о возможностях реализации на территории Бобровского района Воронежской области проекта по выращиванию и переработке хмеля. Как известно, хмель является одним из важнейших компонентов в производстве пива, но при этом у нас в стране он практически не выращивается: вся отечественная пивоваренная отрасль до недавнего времени использовала исключительно импортный хмель, который нам поставляли Чехия, Германия, США и т.д. В связи с обострением геополитической обстановки и введением экономических санкций для России со стороны западных стран эти поставки сегодня прекратились. По словам Дмитрия Тарасевича, российским (в том числе воронежским) пивоварам приходится прикладывать массу усилий по поиску и закупке хмеля по всему земному шару – вплоть до Австралии.
– В России хмель производят в Чувашии, примерно 100 тонн. Белоруссия нам дает где-то столько же, и еще 100 тонн поступают с Украины. Итого получается порядка 300 тонн. В России же насчитывается около 2,5 тыс. пивоваренных компаний. И каждой нужно десятки тонн хмеля, – отметили присутствовавшие на заседании пивовары.
Помочь воронежцам в решении этой проблемы решил чешский предприниматель Ян Стуна, который занимается у себя на родине производством хмеля уже несколько десятков лет. Его компания производит различную сельхозпродукцию, но специализируется преимущественно на выращивании хмеля, его обработке и использовании для различных видов пивоварения. С 1992 года MBB Group торгует хмелепродуктами на европейском рынке, а также осуществляет поставки в Азию и США.
Предложение господина Стуны к воронежским властям и предпринимателям заключается в том, чтобы выращивать и перерабатывать хмель непосредственно на территории Воронежской области.
– Мы намерены в Бобровском районе Воронежской области взять под выращивание хмеля 1280 га, то есть четыре подразделения по 320 га, – сообщил участникам заседания Ян Стуна. – С них мы будем собирать 1800-2300 тонн хмеля 12 сортов. Это примерно 30% потребностей российского рынка. Производить его будем по мировым стандартам, что позволит нам впоследствии выйти и на зарубежные рынки – Китай, Индию, Юго-Восточную Азию.
Уточняя детали проекта, господин Стуна отметил, что чешские специалисты уже осмотрели потенциальные площадки, на которых можно выращивать хмель: они полностью подходят для этих целей, никаких технологических проблем здесь не предвидится. Инвестиции в проект ожидаются солидные: 6,4 млрд рублей будет вложено в выращивание и первую ступень переработки, 350 млн рублей – в глубокую переработку. Инвестиции в технологическую часть составят 3,5 млрд рублей. Инфраструктура, связанная с торговлей (склады и прочее), потребует еще порядка 7 млрд рублей. Все эти средства планируется вложить в течение шести лет – от 700 млн до 1 млрд 200 млн рублей в год.
– В этом году осенью мы хотели бы заложить первые 100 га, чтобы начать этот процесс, потом высаживать 240 га в год, – поделился планами чешский предприниматель. – Генетический материал привезем из Чехии, Германии. Мы рады, что в Бобровском районе есть лаборатория, работающая по размножению растений in vitro на очень высоком уровне. Мы хотели бы, чтобы она вошла в программу на полную мощность, потому что нам нужно размножать маточные хмельники на территории России без потребности что-то куда-то привозить.
По словам гостя, проект предполагает создание 750-800 постоянных рабочих мест и порядка 900-1000 – сезонных. Потребуется и соответствующая сельхозтехника, которую планируется производить здесь же.
– Наша задача – в течение двух сезонов, до конца 2024 года, привезти самую новую технику, Затем мы сделаем обратный инжиниринг, подготовим чертежи и создадим условия для производства этой техники здесь, в России, – уверен Ян Стуна. – Самое сложное – это комбайн. Но мы способны в течение трех лет наладить в России производство 80-90% этого комбайна. При этом нам не надо самим строить производственные мощности: мы нашли в Боброве конкретные компании, которые могут этим заниматься. Также мы заинтересованы в сотрудничестве с пивоваренными компаниями, чтобы они подсказали, какие сорта хмеля им нужны. Мы согласуем сорта, утвердим по ним стандарт качества, как в Западной Европе.
– При собственном производстве и собственной переработке наш продукт будет дешевле импортных аналогов, – подчеркнул господин Стуна. – А в итоге Россия, с ее мощностями, с ее опытом, начнет производить российское пиво, которое будет известно в мире не меньше, чем немецкое или бельгийское.
В ответ на последний тезис Дмитрий Тарасевич заметил, что российское пиво по качеству и ассортименту уже обогнало, к примеру, чешское пиво.
– На некоторых чешских заводах не было реконструкции десятилетиями, а у нас новое оборудование, – сказал Дмитрий Георгиевич. – У нас есть чешские партнеры, мы очень любим чешское пиво и уважаем традиции чешского пивоварения, но тот рывок, который совершила российская пивная отрасль за последние 10-15 лет, тоже нельзя отрицать.
Далее слово взял Виктор Логвинов. Он рассказал о тех мерах поддержки, на которые может рассчитывать проект со стороны государства. По его словам, сегодня Воронежская область помогает бизнесу 44 видами субсидий. В сельском хозяйстве это и компенсация затрат на саженцы и уходные работы, и частичное возмещение затрат на производственное оборудование и технику. Если проект будет признан особо значимым, возможны налоговые льготы – по налогу на имущество, налогу на прибыль. Также может быть компенсировано до 10% затрат на инфраструктуру. Кроме того, возможно обращение облправительства в Минсельхоз, чтобы и на федеральном уровне тоже получить определенную поддержку: там обычно положительно откликаются на подобные крупные проекты.
Анатолий Балбеков добавил, что к проекту могут подключиться и местные фермеры, взяв себе по несколько гектаров. Пивоваренные компании тоже могут взять себе гектары и вести их от начала до конца. Если взять на себя все производственные процессы – от получения семян до производства готовой продукции, – получится замкнутый цикл.
Дмитрия Тарасевича также интересовал имеющийся у чешской компании опыт по организации юридических взаимоотношений всех участников проекта.
– Хотелось бы понимать, как будут выстраиваться взаимоотношения между центром, дающим маточный материал, заводом, который будет гранулировать хмель, пивоварами, участвующими в проекте, – пояснил господин Тарасевич. – Очевидно, что это будут сложные цепочки взаимоотношений. Мы заинтересованы в инвестициях, но хотелось бы понимать правила игры. Взять, к примеру, взаимоотношения между пивоваренными компаниями, которые будут участвовать в проекте: мы ведь, с одной стороны, коллеги, члены Союза пивоваров, но с другой – конкуренты.
– Пул инвесторов сейчас формируется, мы отбираем тех, кто хочет участвовать, – ответил воронежскому пивовару Ян Стуна. – У себя в Чехии мы используем такую схему: несколько компаний работают на одних и тех же мощностях в двух формах – акционерные общества и кооперативы. У нас наработан обширный опыт в этой сфере, которым мы готовы делиться с российскими участниками проекта.
– Безусловно, у Чехии свой уникальный опыт работы в этой сфере, но нам нужно учитывать, что мы работаем в России, и такое объединение возможно только в тех гражданско-правовых формах, которые позволяет российское законодательство, – напомнил собравшимся Сергей Петровский. – Нам нужно будет посмотреть, какая форма здесь наиболее подходит: сельхозкооператив, потребительский кооператив и т.д. Но в любом случае эта форма должна быть нашей, российской. Прямых аналогов западным моделям, у нас, возможно, и нет, но наши юристы должны посмотреть, какие варианты сотрудничества, которые предусмотрены российским законодательством, наиболее близки к тем, что реализуются в Чехии.
– Главное, что должно быть в этом проекте, – это прозрачность и понятность, причем на всех этапах, – резюмировал услышанное Виктор Логвинов. – Российские государственные структуры не собираются вмешиваться в коммерческую часть проекта, но готовы гарантировать, что с нашей стороны все будет честно и прозрачно.
В заключительной части совещания его участники отметили необходимость собраться еще раз в самое ближайшее время, чтобы обсудить все поднятые вопросы более предметно.