Предметный разговор состоялся на заседании профильного комитета ТПП Воронежской области
29 мая в конференц-зале ТПП Воронежской области состоялось совместное заседание комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике под председательством Ивана Корнюшкина (ЗАО «Воронежтранссервис») и Союза автотранспортников Воронежской области.
Основной темой собрания стал вопрос о развитии системы видеоаналитики пассажиропотока и подсчета пассажиров в общественном транспорте Воронежа и Воронежской области в целом.
Открыл заседание вице-президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Илья Бельтюков. Илья Юрьевич высказал мнение, что, несмотря на планомерную работу комитета с привлечением к ней властных структур и бизнеса, ситуация в работе воронежского общественного транспорта, к сожалению, не улучшается. Вызвано это тем, что по главным обсуждаемым вопросам стороны не могут прийти к единому, консолидированному решению: каждый тянет одеяло на себя, отстаивая в первую очередь свои интересы. Достичь значимых результатов при таком подходе невозможно. Это же относится и к вопросу цифровизации городского пассажирского транспорта: в первую очередь сторонам нужно определиться с объемом пассажиропотока, прийти к единому мнению о количестве перевозимых пассажиров. И уже исходя из этого строить свою дальнейшую работу.
Комментируя реплику господина Бельтюкова, генеральный директор ООО «АТП-1» Юлия Телепняк отметила, что по количеству пассажиров как раз разногласий у властей и перевозчиков нет: обе стороны оперируют теми данными, которые предоставляют Единый оператор городских пассажирских перевозок и городское Управление транспорта.
Далее начальник отдела транспортной инфраструктуры и логистики Министерства промышленности и транспорта Воронежской области Максим Филатов выступил с докладом об основных проблемах и перспективах развития цифровизации транспорта общего пользования Воронежской области. По его словам, пассажирский транспорт в Воронеже оснащается системами, способными определить пассажиропоток на маршрутах. Эта работа проводится совместно с компанией «Ростелеком». Подсчет пассажиропотока осуществляется с помощью видеокамер, которые крепятся над всеми дверьми входа-выхода из автобуса. Картинка с камер по сотовой связи передается на сервер компании, где с помощью ИИ обрабатывается и расшифровывается. Полученные таким образом данные о количестве пассажиров доступны в личном кабинете. Погрешность сервиса составляет около 5% (по сравнению с данными, полученными ручным способом). Конечно, система, считая пассажиров, не может отфильтровывать льготников (то есть тех, кто едет бесплатно), она дает общую цифру. Также не слишком корректно может происходить подсчет детей до 14 лет.
Еще один элемент цифровизации транспорта – система электронной оплаты проезда. Автобусы оснащаются валидаторами, с помощью которых пассажиры могут оплатить поездку банковскими картами. Все вновь закупаемые городом автобусы уже на стадии производства оборудуются всей необходимой «начинкой» для установки бесконтактной системы оплаты, а также системы видеонаблюдения. 85% автобусов оборудованы навигацией, благодаря чему их местонахождение можно отслеживать с помощью «Яндекс. Карт».
О системе видеоаналитики пассажиропотока RDetector, разработанной ульяновской фирмой «Норд Клан», и опыте ее внедрения в различных городах и регионах России собравшимся рассказал представитель этой компании Максим Забродин. Работает система по описанному выше алгоритму: над дверными проемами автобуса, установлены камеры, которые производят видеофиксацию в момент открытия дверей и затем передают информацию в личный кабинет пользователя. Также возможна выгрузка данных в программы «1С» или любые другие. В некоторых городах система транслирует информацию напрямую в соответствующие подразделения местных органов власти, за счет чего руководители города и области имеют данные о пассажиропотоке без запроса статистики у перевозчиков. Систему можно интегрировать с сервисами для оплаты проезда, благодаря чему можно сразу получать аналитику и по пассажиропотоку, и по сумме оплаты проезда. Водитель в режиме онлайн может отслеживать, сколько пассажиров вошло в салон и сколько из них оплатило проезд (и, соответственно, нет ли среди них «зайцев»). Таким образом, владельцы маршрутов могут контролировать с помощью системы объем ежедневной выручки. Также система распознает детей (по росту) и багаж.
Иван Корнюшкин заметил, что раньше пассажиропоток подсчитывался четыре раза в год (один раз в сезон) и делалось это, в частности, для определения перегруженности (и, соответственно, недогруженности) тех или иных маршрутов. Второй момент – подсчет выручки. Все это – социальные вопросы, и они должны решаться с помощью подобных программ, такие системы нужны каждому перевозчику, резюмировал Иван Евгеньевич.
Генеральный директор ООО «ТахоСервисКонтроль» Андрей Корнюшкин выступил с предложениями по организации первоначального этапа автоматизации подсчета пассажиров на общественном транспорте Воронежа. Он подчеркнул, что вопросы внедрения цифровых сервисов постоянно поднимаются на федеральном уровне, но реализация задуманного в регионах оставляет желать лучшего. Это относится и к системе ГЛОНАСС, и к электронной оплате проезда, и к дорожным системам, санкционирующим проезд по выделенным полосам, и т. д. Недостаточно быстро внедряются системы медицинского и технического осмотров перед выездом, электронный документооборот, транспортные накладные, учет расхода топлива. Есть вопросы и к учету объема выручки, особенно этот относится к случаям пригородного сообщения, когда существуют разные тарифы для разных типов поездок. Необходимо учитывать и погрешность в подсчете пассажиров, связанную с тем, что некоторые пассажиры выходят, чтобы выпустить других пассажиров на остановке, а потом снова заходят в салон; не всегда корректно учитываются подростки и т. д. Пока остается без ответа вопрос, как учитывать наличные деньги, которые пассажиры передают за проезд водителю.
Однако есть и положительные примеры внедрения программ учета пассажиропотока, продолжил Андрей Иванович. Лискинское предприятие «Альянс», установившее себе подобную систему на 17 своих автобусах, в результате получило финансовый прирост в 5–7% от доходной базы предприятия.
Максим Филатов добавил, что в Воронеже такие системы были установлены на четырех городских маршрутах в ноябре 2024 года и сегодня находятся практически в тестовом режиме, поэтому пока говорить о финансовых результатах их внедрения преждевременно.
Участники заседания высказали мнение, что в идеале такая система контроля должна стоять на каждом автобусе. Установив ее, можно получить общее представление как минимум о количестве всех пассажиров (включая детей), которые перевозит общественный транспорт. А уж каким образом эти данные использовать, каждый перевозчик должен решать сам. Кто-то, увидев, что водители не сдают всю выручку, может усилить за ними контроль и разработает систему штрафов. А кто-то, решив, что убытки не слишком велики, и опасаясь, что водители уволятся и уйдут в другие сферы перевозок, возможно, оставит все как есть.
Возникают вопросы и по так называемым социальным маршрутам. Перевозчики констатировали, что им непонятно, на каких основаниях тот или иной маршрут из коммерческого вдруг превращается в социальный, кто принимает такое решение.
– Очевидно, что социальный маршрут должен выполнять соответствующую функцию – социальную. Например, перевозить пассажиров по льготному тарифу, – пояснил Иван Корнюшкин. – Все это также должно учитываться в цифровой системе контроля.
Юлия Телепняк посетовала, что органы власти зачастую с недоверием относятся к той информации, которую доносят до них перевозчики: это касается и выручки, и пассажиропотока, и т. д. По ее словам, нет никакой гарантии, что данные рассматриваемых электронных систем будут восприниматься чиновниками как истинные. И происходить это будет в первую очередь потому, что нет соответствующей законодательной базы, регулирующей эти вопросы.
Председательствующий предложил решать этот вопрос через организацию единого оператора, который будет аккумулировать у себя все базы данных всех перевозчиков и предоставлять их при необходимости в органы власти. А перевозчики должны заниматься тем, что относится непосредственно к их сфере деятельности.
– Есть, к примеру, у перевозчика 100 человек, есть 25 машин, есть маршруты – он должен понимать, как он может посчитать свой пассажиропоток, чтобы заключить договор с оператором. И в соответствии с этим договором начинать работать, – продолжил Иван Евгеньевич. – Хотелось бы, чтобы было именно так, конечно.
Кроме того, участников заседания интересовало, можно ли интегрировать презентованную электронную систему учета пассажиропотока с уже установленными в салонах автобусов многих перевозчиков камерами видеонаблюдения. По словам господина Забродина, все зависит от моделей установленных видеорегистраторов: некоторые владельцы автобусов, желая сэкономить, монтируют старые модели с неудовлетворительными параметрами. Список моделей тех регистраторов, которые подходят для работы в системе, имеется, и Максим Александрович готов его предоставить всем желающим.
Максим Филатов как представитель регионального Минпромтранса высказал мнение, что каждый перевозчик должен сам для себя решить, нужна ли ему данная система, особенно с учетом его финансового состояния. Органам власти знать количество пассажиров на том или ином маршруте, безусловно, надо: это позволит оперативно регулировать количество автобусов на маршрутах – где-то убавить, где-то прибавить. Но перевозчик должен исходить из своих интересов, в том числе и из соображений экономии.
Участники собрания напомнили, что установленные ныне системы, предложенные «Ростелекомом», функционируют пока что в тестовом режиме. Неплохо было бы таким же образом протестировать предлагаемую систему на бесплатной основе в течение месяца-двух, а потом уже на основании полученного опыта принять решение о приобретении системы (или об отказе от нее). С целью тестирования перевозчики готовы предоставить специалистам свои автобусы. Максим Забродин ответил, что такое тестирование в принципе возможно, детали же необходимо обговаривать в каждом конкретном случае.
В финальной части мероприятия присутствующие обменялись контактами для дальнейшего взаимодействия и решили считать данное заседание комитета установочным, первым в череде последующих, чтобы обязательно продолжить начатый разговор в дальнейшем.