Рабочая встреча стала продолжением разговора, начатого воронежскими перевозчиками на заседании профильного комитета
9 августа в конференц-зале ТПП Воронежской области состоялась рабочая встреча, инициатором которой выступил комитет палаты по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике. В мероприятии приняли участие вице-президент ТПП Воронежской области Илья Бельтюков, председатель комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике Иван Корнюшкин (ЗАО «Воронежтранссервис»), заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта Воронежской области по транспортному блоку Геннадий Боев, руководители страховых компаний (или их региональных подразделений), работающих в Воронежской области, представитель воронежского отделения Банка России.
Прошедшая рабочая встреча была посвящена проблемным моментам, связанным с оформлением полисов ОСАГО воронежскими транспортными компаниями, осуществляющими перевозку пассажиров, и стала фактически продолжением разговора, начатого на заседании комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике ТПП Воронежской области, которое состоялось 13 июля 2023 года.
В ходе того заседания воронежские перевозчики обозначили ряд трудностей, с которыми им приходится сталкиваться при оформлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В частности, по их словам, и муниципальным транспортным предприятиям, и коммерческим перевозчикам сейчас стало очень сложно получить полис ОСАГО, поскольку страховые компании, работающие на территории нашего региона, не желают страховать пассажирский транспорт, считая перевозчиков невыгодными клиентами, а ОСАГО – убыточным видом страхования. При этом причины отказа со стороны страховых компаний в оформлении полисов перевозчикам лежат именно в экономической плоскости: главным доводом здесь является то, что водители маршруток очень часто инсценируют ДТП, находясь в сговоре с другими участниками дорожного движения, что приводит к огромным и частым страховым выплатам, а это, разумеется, не выгодно компаниям-страховщикам. Как правило, решается вопрос с оформлением ОСАГО взаимоприемлемым способом – оформление дополнительного страхования для этого же клиента. Это может быть страхование жизни, ДМС и т.д. – в общем, какой-то прибыльный для страховой компании вид страховки. Оформление других страховых продуктов позволяет страховщикам сбалансировать риски, нивелировать убытки от ОСАГО.
В минувшую среду обсуждение этого вопроса было продолжено, но уже с участием противоположной стороны – представителей страховых компаний. Геннадий Боев, открыв мероприятие, подчеркнул, что на прошлом заседании его участники досконально разобрали точку зрения перевозчиков, но насколько она обоснованна, как раз предстоит выяснить в ходе текущей встречи. Одновременно будет возможность ознакомиться с точкой зрения страховщиков на поднятую проблему.
Позицию предпринимателей, работающих в пассажирских перевозках, присутствующим озвучил Илья Бельтюков, обратив внимание на то, что транспортники в данном случае выступают в двух ипостасях: с одной стороны, они – коммерсанты, зарабатывающие деньги, с другой – выполняют важную социальную функцию по перевозке горожан, что накладывает особый отпечаток на обсуждаемую проблему.
Представители страховых компаний, в свою очередь, подтвердили, что полностью разделяют мысль о том, что федеральное законодательство относительно обязательного страхования транспортных средств должно неукоснительно выполняться, а финансовые услуги должны быть доступны. Убытки страховщиков при оформлении ОСАГО – это коммерческий момент их деятельности, но исполнять законы и выполнять социальные функции страховщики, безусловно, обязаны. Однако здесь есть один важный момент. Анализ убытков, о которых идет речь, показывает, что значительная их часть приходится на вполне определенные транспортные компании и даже на вполне конкретных водителей, которых страховщики знают буквально поименно, поскольку те попадают в ДТП с регулярностью буквально раз в месяц. Причем в этих автоавариях данные граждане не всегда выступают как пострадавшие: иногда пострадавшими именно по их вине становятся чужие транспортные средства, что приносит страховщикам кросс-убытки.
Убыточность по таким транспортным компаниям может доходить до 300% ежегодно, продолжили собравшиеся, – то есть, застраховавшись, условно говоря, на 100 рублей, пассажироперевозчик получает за год от страховой компании выплаты на 300 рублей. Все это наводит на мысль о возможном сговоре таких водителей с другими участниками дорожного движения с целью незаконного получения страховых выплат. И здесь уже встает вопрос о работе руководства транспортных предприятий со своим персоналом, об усилении контроля за подобными ситуациями с их стороны, в том числе совместно со страховыми компаниями. Речь нужно вести о профессиональном уровне этих водителей, об их обучении, переаттестации и т.д.
Илья Бельтюков, комментируя услышанное, обратил внимание присутствующих на то, что во многих транспортных компаниях сформировался жесткий кадровый дефицит: хороших водителей катастрофически не хватает. Нехватка квалифицированного персонала – это еще одна проблема, которая сопутствует обсуждаемому здесь вопросу.
Геннадий Боев добавил, что проблема состоит не столько в том, что водителей нет, сколько в том, что владельцы транспортных предприятий не могут их удержать: заработные платы в отрасли пассажирских перевозок сегодня совершенно не конкурентоспособны, например, с АПК. Поэтому многие водители уходят работать на сельхозпредприятия. Решение же проблемы увеличения зарплаты упирается в размер тарифа за проезд, а это момент уже не столько коммерческий, сколько социальный.
Участники встречи согласились, что владельцам транспортных компаний следует сосредоточиться на улучшении условий труда для своих подчиненных, что позволит побороть текучку на этих предприятиях и, соответственно, даст возможность повышать профессиональный уровень персонала. Конкуренция за рабочее место, по мнению страховщиков, автоматически отсеет тех, кто склонен часто совершать ДТП. Причем представители страховых компаний, будучи во многом заинтересованной стороной, готовы подключиться к этой работе. В этой сфере уже есть положительный опыт: в одном из районов Воронежской области, благодаря в том числе усилиям страховщиков, удалось улучшить водительскую дисциплину на дорогах, внедрив материальную ответственность водителей за ДТП путем лишения их премий. Резон для руководителя транспортной компании в этом есть: с каждым новым ДТП для него растет стоимость страховки (в некоторых случаях достаточно существенно: есть реальные примеры, когда для перевозчиков страховка выросла с 1,5 млн рублей до 2,5 млн рублей в год). Водитель же, таким образом, разделяет с компанией-перевозчиком эти возникшие по его вине лишние расходы. Снизив же за счет такой меры количество ДТП и сэкономив значительные средства на страховке, владелец транспортной компании получает возможность пустить эти деньги на улучшение условий труда тех же водителей (например, на увеличение им зарплаты).
Говоря же о практическом решении проблемы с наиболее убыточными для страховщиков перевозчиками, участники встречи предложили в качестве наиболее приемлемого варианта распределять автопарк таких перевозчиков пропорционально между всеми участниками страхового рынка (например, одной страховой компании, занимающей 25% рынка, из 100 машин отдать 25 машин, другой, занимающей 15% рынка, – соответственно, 15 машин и т.д.), «размазывая» таким образом убытки от их страхования и тем самым хотя бы частично нивелируя негативный эффект.
Также действенным средством снижения уровня убытков страховых компаний могло бы стать расширение тарифного коридора: увеличение средней стоимости полиса ОСАГО, по мнению присутствующих, позволило бы страховщикам собрать достаточно средств, чтобы компенсировать свои убытки, не склоняя перевозчиков к оформлению дополнительных страховых услуг, о чем шла речь ранее. При этом увеличение стоимости обязательного платежа транспортное предприятие может компенсировать как раз за счет безаварийной езды: так называемый КБМ (коэффициент бонус-малус – показатель безаварийного вождения каждого конкретного водителя, который рассчитывается на основе данных о страховых выплатах по ДТП) позволяет экономить эти денежные средства. Но вопрос увеличения страховых тарифов, разумеется, следует решать законодательно уже на федеральном уровне.
Иван Корнюшкин, вступив в диалог, поблагодарил всех собравшихся за те конструктивные идеи, которые были высказаны, и призвал все заинтересованные стороны – власти, перевозчиков, страховщиков – объединить свои усилия для воплощения этих идей в жизнь.
– Сложившаяся конфигурация, при которой страховые компании несут убытки от обязательного страхования автотранспорта, должна быть преодолена, – подчеркнул Иван Евгеньевич. Также, по его мнению, не должно быть ситуации, когда водители пассажирских автобусов выходят работать на маршрут без полиса ОСАГО, как это иногда сейчас, к сожалению, бывает. Илья Бельтюков предложил, чтобы в регионе не было незастрахованного транспорта, встречаться точечно перевозчикам и страховщикам для решения тактических вопросов – для этого вполне можно использовать площадку ТПП Воронежской области.
Собравшиеся также уточнили, что при палате можно создать некий коллегиальный орган, состоящий из представителей всех перечисленных заинтересованных сторон, который занимался бы вопросами работы с водителями, учета и анализа ДТП, взаимодействия с ГИБДД – то есть в целом работой, направленной на снижение количества дорожно-транспортных происшествий (в том числе мошеннических) с участием пассажироперевозчиков. Для начала можно организовать в Торгово-промышленной палате встречу руководителей транспортных предприятий и страховых компаний, на которой страховщики могли бы рассказать обо всех нюансах, благодаря которым перевозчики смогут оформлять ОСАГО дешевле и с меньшими организационными затратами на оформление документов. Прозвучало предложение организовать подобную встречу в конце августа – начале сентября.
Кроме того, страховщики подтвердили свою готовность активно взаимодействовать с транспортными предприятиями на их территории – проводить для их работников лекции, обучающие занятия (в том числе с участием представителей ГИБДД). Подобные опыт уже есть, он дает весьма положительные плоды, заверили участники совещания.