На вопросы, касающиеся возможной нехватки пассажирских автобусов в нашем городе, ответили члены ТПП Воронежской области – представители транспортной отрасли и сферы лизинга
Некоторое время назад Агентство бизнес-информации «Абирег» опубликовало информацию о том, что отдельные российские банки увеличили процентную ставку по действующим кредитным договорам до 20% и выше, в том числе это относится и к кредитам, выданным компаниям, которые предоставляют в лизинг автобусы. Эти компании, в свою очередь, вынуждены увеличить процентную ставку по договорам лизинга для перевозчиков, обслуживающих взятыми в лизинг машинами маршруты общественного транспорта. В связи с этим появились опасения, что ухудшение финансового положения транспортных компаний негативно скажется на сфере пассажирских перевозок. Не грозит ли Воронежу дефицит пассажирского транспорта на фоне увеличения лизинговых платежей? Этот и связанные с ним вопросы прокомментировали наши эксперты – председатель комитета ТПП Воронежской области по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике Иван Корнюшкин (ЗАО «Воронежтранссервис») и председатель комитета ТПП Воронежской области по содействию МСП в вопросах финансирования, финансовой и юридической грамотности Владимир Деревенских (компания «Ваш лизинговый брокер»).
По вашему мнению, грозит ли повышение процентной ставки по договорам лизинга дефицитом общественного транспорта в Воронеже?
Владимир Деревенских:
– Возможную в перспективе проблему с общественным транспортом нужно рассматривать, учитывая несколько моментов. Машин, которые используются в общественном транспорте по договору лизинга, – скорее всего, не подавляющее большинство. Ранее не все автобусы приобретались в лизинг. Есть автобусы, которые приобретались в лизинг, но сейчас уже в собственности, уже выкуплены. Есть автобусы, которые продавали сами парко-транспортные предприятия. То есть эти машины были в лизинге, их выкупили, а потом продавали. Из этого можно сделать вывод, что, раз с ними расставались, их был избыток. Что же касается возможного дефицита машин для общественного транспорта, то на это влияет в первую очередь увеличение стоимости самих автобусов, а также увеличение стоимости запасных частей к ним и возникновение дефицита этих запчастей. Соответственно, купить сегодня автобус и отремонтировать его становится уже дороже, чем раньше. То есть лизинг в наименьшей степени может стать причиной возможного дефицита этой техники.
Иван Корнюшкин:
– Прежде всего нужно разобраться, что можно считать дефицитом общественного транспорта в Воронеже. На мой взгляд, в первую очередь под ним следует понимать нехватку транспорта на тех или иных пассажирских маршрутах. В этом смысле дефицит общественного транспорта у нас уже есть: ежедневно из предусмотренных по плану около 1200 машин в Воронеже не выходят на линии до 300. Но связан этот недовыпуск не с процентными ставками лизинговых платежей, а с нехваткой водителей. Для нашего города именно кадровый дефицит в сфере пассажирских перевозок является самой острой текущей проблемой, которую необходимо решать в первую очередь.
Следует ли предусмотреть финансовую поддержку (льготы, субсидии) для перевозчиков, у которых повысится процентная ставка по договорам лизинга? Какие еще инструменты могли бы помочь сфере пассажирских перевозок?
Владимир Деревенских:
– Разумеется, финансовую поддержку относительно лизинга можно предусмотреть, и при наличии финансовых возможностей это был бы достаточно серьезный механизм для поддержания функционирования транспорта в стабильном состоянии. Раньше такое было, когда компенсировали часть авансового платежа по договору лизинга. В Москве это, по-моему, до сих пор есть, а у нас, в Воронеже, к сожалению, нет. Поэтому тут вопрос к бюджету: если он это вытянет, то, конечно, это будет очень хорошей мерой, которая поможет удержать транспорт от падения в стремительное пике. Если же такой возможности нет, то какой смысл сегодня говорить об этом? Насчет других инструментов не могу сказать, это больше к транспортникам вопрос, а вот субсидия лизинга определенно могла бы помочь.
Иван Корнюшкин:
– Конечно, при повышении ставок лизинговых платежей неизбежно придется ставить вопрос о компенсации образовавшихся дополнительных затрат на оплату лизинга. Сделать это можно двумя основными способами: во-первых, через изменение (увеличение) тарифа на пассажирские перевозки; во-вторых, через бюджетное субсидирование. Сейчас никаких субсидий из бюджета воронежские транспортники не получают. В прошлом году, как вы знаете, перевозчики заключили контракты на пассажирские перевозки с мэрией Воронежа, никаких субсидий в этих контрактах не предусмотрено. В районах Воронежской области ситуация несколько иная: там есть районное субсидирование некоторых коммерчески невыгодных маршрутов – когда автобус связывает отдаленные, малонаселенные поселки и хутора, например, с райцентром и является, по сути, единственным способом попасть туда. Фактически здесь речь идет о социально значимых маршрутах. Это есть не во всех районах, и суммы финансирования везде разные, поскольку сама районная администрация изыскивает возможности оказания такой поддержки. Но в Воронеже, повторюсь, ничего подобного сейчас нет.
Обращались ли уже перевозчики в ТПП Воронежской области за помощью из-за повышения процентной ставки по договорам лизинга?
Владимир Деревенских:
– К нам в комитет официально никто из перевозчиков не обращался. Из неофициального общения с транспортниками я знаю, что ситуация сейчас сложная, но в большей степени не из-за лизинга, а из-за дефицита запчастей и т.п. Думаю, что данный вопрос можно было бы проработать совместно с комитетом по транспорту ТПП, вырабатывая совместными усилиями какие-то механизмы решения проблемы: мы со своей стороны – по теме лизинга, они со своей – по всему остальному. Но, подчеркну, все это осуществимо только в том случае, если есть резервы бюджетной поддержки таких инициатив.
Иван Корнюшкин:
– Официально в наш комитет перевозчики именно с этим вопросом пока не обращались. Если проблема станет острой, я уверен, обращения последуют, и мы будем готовы заняться этим вопросом.
Планирует ли ТПП Воронежской области проработать вопрос о снижении процентной ставки с лизинговыми компаниями или банками?
Владимир Деревенских:
– Да, палата планирует прорабатывать вопрос снижения процентной ставки, мы уже достаточно давно на эту тему говорим, но, к сожалению, пока никаких практических действий в этом направлении нет. Я уверен, что для решения этого вопроса нам нужна региональная лизинговая компания, которая будет предоставлять финансирование на льготных условиях тем отраслям, которые необходимо в настоящий момент активно развивать, которые наиболее остро нуждаются в поддержке именно с финансовой стороны. С учетом того, что ситуация по ставкам сейчас сложная и постоянно меняющаяся, роль лизинговых брокеров выходит сегодня на первый план. Именно лизинговый брокер знает, где сейчас дешевле, у кого какие ставки, где они остались еще старые, кто демпингует лизинговым процентом, пытаясь захватить определенную долю рынка, и т.д. То есть информации, связанной с этой темой, сейчас очень много и она постоянно меняется. Поэтому, чтобы принять правильное решение по финансированию, целесообразно взаимодействовать с брокером. Это будет самым оптимальным выходом, поскольку брокер поможет существенно сэкономить на затратах, связанных с приобретением в лизинг того или иного имущества.
Иван Корнюшкин:
– Вопрос лизинговых ставок всегда актуален для перевозчиков. В случае обращения транспортников к нам именно по этой теме мы готовы провести совместные заседания нашего комитета с другими комитетами ТПП, чтобы выработать некие совместные предложения и затем обратиться с ними в органы власти города и области.