21.09.2023
Они подробно рассказали об особенностях медиативных инструментов и проанализировали интересные случаи из своей практики
21 сентября в конференц-зале Центра «Мой бизнес» состоялось мероприятие для предпринимателей «В споре рождается истина, в конфликте – изменения». Основной темой обсуждения стала медиация как инструмент решения конфликтов в бизнесе. Организаторами и спикерами площадки выступили председатель согласительного комитета в сфере предпринимательской деятельности ТПП Воронежской области, руководитель Центра медиации ТПП Воронежской области, профессиональный медиатор, управляющий юридической фирмы «Зубащенко и Партнеры» Эдуард Зубащенко, председатель комитета по легкой, швейной промышленностям и индустрии моды ТПП Воронежской области, профессиональный медиатор, член Центра медиации ТПП Воронежской области, генеральный директор ООО «Фирма «Веллтекс Воронеж» Александр Матросов и профессиональный медиатор, член Центра медиации ТПП Воронежской области, член коллегии посредников «Ц.С.Б.» (г. Москва), автор телеграмм-канала «Порядок в подряде» Марина Лыткина.
В ходе мероприятия докладчики рассмотрели такие вопросы, как эффективность решения конфликтов в бизнесе, современная судебная и медиативная практика, особенности медиации в малом бизнесе и в индустрии моды, возможности Центра медиации ТПП Воронежской области, дали присутствующим практические советы и инструкции по наиболее эффективному использованию инструментов медиации в деловой практике.
Александр Матросов в своем выступлении предложил рассматривать конфликты, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, не как проблемы, а как точки роста, которые должны приводить позитивным изменениям, а в конечном итоге – к увеличению прибыли. Спикер предложил свою классификацию споров и конфликтов, возникающих в деловой среде (материальные, статусные и нормативные), а также рассмотрел основные способы их решения (силовой, административно-силовой, позиционный – с помощью арбитра), отметив, что сегодня в бизнес-среде преобладают административно-силовой, судебный, медиативный и переговорный. В качестве наглядных примеров использования медиации как способа решения конфликтов господин Матросов рассмотрел несколько кейсов из своей личной практики.
Эдуард Зубащенко посвятил свое выступление практическим советам от медиатора. Он подчеркнул, что суд (обратиться в который чаще всего грозят друг другу спорящие стороны) является крайней формой разрешения конфликта и применяться должен только в самых крайних случаях. Медиация же особенно показана как раз при наиболее сложных разногласиях, характеризующихся длительностью, затяжным характером споров, желанием сохранить конфиденциальность, страхом перед оглаской в СМИ, неопределенностью в достижении желаемого результата в случае судебного разбирательства. Медиация позволяет проработать все варианты решения, которые максимально полно удовлетворят все интересы сторон. Судебное разбирательство и медиация обладают совершенно разными парадигмами: суд публичен, регламентирован, нацелен на прошлое, принимает решение единолично; медиация конфиденциальна, ее процесс устанавливает медиатор, фокус сосредоточен на будущем, решение принимается самими сторонами конфликта. Цель медиатора – не просто решить проблему, отметил господин Зубащенко, а решить ее на условиях, выгодных всем доверителям. В конце своего доклада Эдуард Иванович также поделился случаями из своей медиативной практики.
Также на практическом аспекте медиации сконцентрировалась в своем выступлении Марина Лыткина. Она популярно разъяснила, почему медиация во многих случаях оказывается эффективнее других способов решения бизнес-конфликта, сосредоточившись на таких ее качествах, как быстрота процесса, небольшие (по сравнению с судебным разбирательством) финансовые затраты, устраивающий всех результат, а также репутационные моменты, о которых, безусловно, задумываются все стороны конфликта, пытаясь его разрешить. Отдельно Марина Андреевна остановилась на таком вопросе, как особенности и лайфхаки по привлечению второй стороны к диалогу. Делясь случаями из своей богатой медиативной практики, госпожа Лыткина отозвалась об онлайновом режиме разрешения споров (в формате видео-конференц-связи) как о весьма действенном, эффективном инструменте.
В завершающей части мероприятия его спикеры ответили на вопросы слушателей.