27 декабря 2021 г., 11:03

Комитет по энергетике ТПП Воронежской области наметил планы на 2022 год

В ходе последнего в 2021 году заседания члены комитета обсудили наиболее важные проблемы отрасли, работу над которыми они намерены продолжить в будущем году

24 декабря в конференц-зале Торгово-промышленной палаты Воронежской области состоялось заседание комитета по энергетике под председательством Сергея Коровина (ООО «ГК «Энергостандарт»). На заседании присутствовали члены комитета Валерий Шелякин (СРО НП СЭК «Энергетики Центрального Черноземья») и Дмитрий Кудаев (ООО «Перспектива»). В мероприятии приняла участие руководитель центра развития профессиональных квалификаций ТПП Надежда Бредихина.

По первому вопросу повестки дня с сообщением перед присутствующими выступила Надежда Бредихина. Она пояснила, что начиная с 2019 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения обязаны ежегодно представлять в Минэкономразвития декларацию о потреблении энергетических ресурсов*. Разместить декларацию о потреблении энергетических ресурсов за прошлый год можно до 31 декабря 2021 года. Отдельные особенности заполнения декларации содержатся в Инструкции по заполнению декларации о потреблении энергетических ресурсов (утв. Министерством экономического развития РФ 2 марта 2020 г.). Так, раздел 2 «Заполнение общего раздела», пункт 2.6. содержит следующее требование: «В поле 6 декларации указываются сведения о прохождении лицом, ответственным за проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обучения (повышения квалификации), направленного на повышение его знаний и умений в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности».

Надежда Евгеньевна напомнила, что обучению подлежат должностные лица, назначенные ответственными за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных и муниципальных учреждениях и организациях. Однако, как показывает практика, далеко не все из них действительно проходят соответствующее обучение (повышение квалификации). И при заполнении декларации порой сообщают не вполне достоверные сведения. Контроль за достоверностью сообщаемой информации осуществляется формально, не в должной мере.

Госпожа Бредихина добавила, что пройти обучение по программе повышения квалификации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в соответствии с требованиями ст. 24 ФЗ №261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. можно в ТПП Воронежской области. Данный курс охватывает актуальные направления в области энергоэффективности бюджетных учреждений и организаций и позволяет сформировать у слушателей способы реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом специфики деятельности тех организаций и учреждений, где они работают. Повышается квалификация лиц ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных и муниципальных учреждениях и организациях, способных к реализации задач государственной политики в этой области.

– Отсутствие должного контроля в данном случае вызвано тем, что нет соответствующей структуры, которая должна контролировать все мероприятия, связанные с энергосбережением, – прокомментировал услышанное Сергей Коровин. – Это мог бы быть и отдельный департамент энергетики в структуре областного правительства. Возможно, с нашей стороны следует проявить большую активность в данном направлении. При департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области функционирует центр энергосбережения – он, полагаю, также мог бы заняться этим вопросом.

По словам Сергея Михайловича, Минэкономразвития обещает в ближайшем времени создать государственную информационную систему (ГИС), аналогичную той, что успешно работала в Министерстве энергетики. Опыт соседней Белгородской области в этом смысле мог бы стать для нас примером: в этом регионе центр энергосбережения, входящий в состав департамента энергетики, разработал свою региональную ГИС, потратив на это около 200 млн рублей. Но сейчас эта программа позволяет осуществлять контроль за деятельностью всех подразделений (учреждения социальной сферы, культуры и т.д.): они все находятся в системе и все отчитываются. Этот опыт желательно перенять и Воронежской области.

Участники заседания пришли к мнению, что поднятая проблема является крайне важной, в связи с чем комитету по энергетике следует организовать контакт с центром энергосбережения и решать этот вопрос совместными усилиями.

– Я считаю, что в идеале у нас должна быть структура, которая этот контроль будет осуществлять по всем вопросам, связанным с энергетикой, во всех сферах – не только в администрациях всех уровней, но и в других организациях – того же малого бизнеса, например, – заявил председатель комитета. – Она должна обладать соответствующими полномочиями. Если это будет центр энергосбережения, департамент должен поручить ему контролировать каждый договор, каждый документ, связанный с энергетикой, на предмет соответствия существующему законодательству.

Второй вопрос повестки дня заседания комитета касался оптимизации стоимости энергии для малого бизнеса. С сообщением по этому вопросу выступил Дмитрий Кудаев. По словам Дмитрия Вячеславовича, ПАО «МРСК Центра» сейчас избавляются от сетей напряжением 35кВ, переходя на сети напряжением 110 кВ. Постановление Правительства РФ №861** исключает подключение с использованием более дешевого тарифа СН-1 (среднее напряжение первое, то есть 35 кВ). Подключаться же к сетям 100 кВ для МСП будет гораздо дороже с учетом необходимого оборудования (подключение к сетям 35 кВ позволяет сразу же переключаться на низкое напряжение). Поскольку сетей 35 кВ практически не осталось, организовывать энергетическое кольцо на уровне, например, города, сегодня просто невозможно. Точнее, возможно, но с организацией дополнительного понижающего оборудования, которое является достаточно дорогим.

– С точки зрения мощности 110-е сети, безусловно, выгодны, – прокомментировал Сергей Коровин. – Но с точки зрения дальнейшей прокладки сетей для потребителей в условиях города, где их высокая плотность, это сразу вызывает большое количество вопросов. При наличии 35-х сетей объем новых сетей уменьшается практически в два раза. Для потребителя же получение энергии по 35-м сетям означает не слишком сильное удорожание оборудования. А у малого бизнеса каждая копейка на счету. Чтобы быть рентабельным, ему необходимо максимально снизить сегмент энергозатрат. Разница же здесь – в разы.

Члены комитета обратили внимание, что в городе имеются районы с различным потреблением энергии: скажем, промышленный район, в рамках которого сосредоточены Завод ТПМ, ВЗР, Завод им. Коминтерна, пользуются 110-ми сетями. Таким образом, выстраивая схему энергетического кольца, следует исходить из промышленной загруженности различных районов города. Но преобладать в городе должны именно 35-е сети. Присутствующие сошлись во мнении, что это большая работа, которую необходимо осуществлять совместно с МРСК Центра.

По третьему вопросу повестки дня выступил Валерий Шелякин. Он рассказал о заседании организованной облправительством рабочей группы по энергетике, рассматривавшей проекты, которые могут существенно повлиять на социально-экономическое развитие нашего региона. Суть этих проектов состоит в том, что региональное правительство готово софинансировать постройку крупных объектов в Воронеже и Воронежской области, при условии что в течение 5-10 лет эти объекты окупятся за счет собираемых налогов. Организаторы рабочей группы предложили ее участникам высказать свои идеи и пожелания в рамках предлагаемой темы. Валерий Петрович сообщил, что направил в рабочую группу предложения, сходные с теми, что прозвучали сегодня на заседании комитета – в частности, касательно 35-х сетей (хотя другие эксперты высказывались за создание кольца из 110-х сетей).

– Вопрос этот обсуждаемый, и во многом одно другому не мешает, – высказал мнение господин Шелякин. По его словам, на заседании рабочей группы также поднимались и вопросы энергоаудита капремонта, и необходимость функционирования структуры по энергосбережению, и другие. Сейчас остается ждать решения по итогам заседания этой рабочей группы. Сергей Коровин, также принимавший участие в заседании этой рабочей группы, дополнил, что он озвучил на этом заседании практически все актуальные для энергетиков вопросы.

В завершающей части заседания комитета по энергетике его члены обсудили программу работы на следующий год. Она по многим пунктам совпала с той, что реализовывалась в 2021 году. Председатель предложил лишь дополнить ее теми вопросами, которые были подняты на сегодняшнем заседании. Это в первую очередь проблема создания оптимальных условий для потребителей – и в Воронеже, и в регионе в целом. Возможно также, что в следующем году придется более предметно работать с проектами, обсуждавшимися на рабочей группе, организованной облправительством. Не исключено рассмотрение вопросов, связанных с дальнейшим развитием «зеленой» энергетики в регионе (в частности, развитием биогазовых станций, хорошим примером чего является опять же Белгородская область). Требуют более пристального рассмотрения вопросы малой генерации – развитие малого бизнеса по производству энергии с использованием возобновляемых источников энергии. Появление в областном центре большого количества электромобилей – также потенциальная тема для работы комитета, как и планы властей разного уровня по реализации в Воронеже проекта первой линии метробуса.

– Стоять в стороне от этих вопросов нам нельзя, – резюмировал Сергей Коровин. – Главное, чтобы у нас были взаимосвязь и взаимопонимание с органами исполнительной власти – и с точки зрения внедрения энергоэффективности, и в плане развития систем энергообеспечения региона, и по всем другим направлениям.

================

*Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 23 сентября 2021 г. № 559 (зарег. в Минюсте 13 октября 2021 г.).

**Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (ред. от 29.10.2021) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».