21 октября 2021 г., 8:54

Юрий Гончаров – о возможном локдауне и его последствиях

Президент ТПП Воронежской области прокомментировал вероятные варианты развития ситуации в воронежской экономике на фоне пандемии

– Сейчас всех предпринимателей по большому счету интересует один вопрос: будет локдаун или нет? «Локдаун» – модное слово, но мы все понимаем, что за ним стоит – это полная остановка всех процессов. Если эта остановка снова произойдет, то, думаю, новый импульс получит интернет-торговля. Она уже его в достаточной степени получила. Но в случае локдауна этот процесс не просто продолжится, он будет усиливаться. Это же относится и к службам доставки.

Сейчас, как мы знаем, федеральные сети получили серьезное развитие: успехи таких крупных игроков, как «Озон», «Вайлдберрис», у всех на слуху. Но и многие магазины помельче на этой волне стали внедрять дистанционную торговлю, возможности онлайн-оплаты товаров. И у некоторых предпринимателей уже появился свой сегмент предложений в этой сфере.

В случае с локдауном также нужно понимать, что на ситуацию будет сильно влиять покупательная способность населения. У любого предпринимателя есть обязательства перед своими работниками по зарплате. Предприятие остановилось, но зарплату должно платить. А если ее не из чего платить, если нет средств, то это очень сложная ситуация. Доходы населения будут еще стремительнее падать. А это означает, что люди будут меньше покупать товаров, меньше пользоваться услугами.

Второй вариант развития событий – локдауна не будет, ситуация останется, как сейчас, вялотекущей. Для сегмента b2c в этом тоже ничего хорошего. Рестораторы уже сейчас жалуются, что доходы очень сильно упали из-за ограничений – невозможности работать по ночам, необходимости пускать клиентов только по QR-кодам. Но при этом и за аренду надо по-прежнему платить, и зарплату работникам выплачивать. На это накладываются болезни сотрудников: некому работать, предприятия не справляются с заказами. Некоторые представители HoReCa считают, что им выгоднее вообще закрыться и переждать, чем работать в таком режиме.

Однако и тут есть выход. Практика прошлого года показала: многие рестораны стали торговать навынос. Конечно, далеко не всем посетителям ресторанов нравится эта форма обслуживания: все-таки ресторан – это особая атмосфера, в которой хочется расслабиться, посидеть, пообщаться, хорошо провести вечер… Но тут всем нам приходится мириться с существующими ограничениями.