Мероприятие состоялось в рамках XVIII Международного форума «Транспорт России»
21 ноября в Москве на полях XVIII Международного форума «Транспорт России» состоялось расширенное заседание комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по транспорту и экспедированию. В мероприятии приняли участие члены комитета по транспорту и экспедированию, представители региональных ТПП, предприятий – членов ТПП, члены и эксперты Общественного совета при Министерстве транспорта РФ.
ТПП Воронежской области на заседании представлял председатель комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике нашей палаты Иван Корнюшкин, являющийся также членом указанного комитета федеральной ТПП.
Открыв работу комитета, с приветственным словом к участникам заседания обратился президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин.
– Международный форум показал, насколько серьезно к этому направлению относится Правительство РФ. Даны очень серьезные ориентиры, над которыми придется работать в ближайшие годы. И мы уверены, что наш комитет по транспорту и наши коллеги в регионах внесут свою лепту в эту работу, – отметил он.
Повестка дня заседания комитета включала в себя следующие вопросы:
- О целях и задачах новых национальных транспортных проектов: эффективная транспортная система и инфраструктура для жизни;
- О роли мер господдержки в развитии транспортного потенциала российских городов и промышленности;
- Об исследовании перспектив создания института развития транспортной отрасли Российской Федерации.
В ходе выступлений и прений были затронуты многие вопросы, имеющие большое значение для развития транспорта в регионах, в т.ч. и в Воронежской области. В частности, отмечалось, что необходимо значительно усилить научное сопровождение национальных проектов, создать единый центр координации по их реализации, более активно внедрять цифровые технологии. При этом речь шла о том, что проблемы транспорта общего пользования не находят должного отражения в данных проектах, и поэтому целесообразно сформировать мегапроект комплексного развития общественных пассажирских перевозок. Кроме того подчеркивалось, что Минтрансу России и другим федеральным ведомствам необходимо более активно участвовать в методическом обеспечении и формировании региональных программ по развитию транспорта.
Говоря о финансовой составляющей поддержки и развития транспорта, спикеры сообщили, что один рубль вложений в него дает три рубля отдачи в народном хозяйстве. В современных условиях необходимо развивать в первую очередь лизинговые схемы закупки техники, особенно авто- и электроподвижного состава. Особенно важно типизировать и заранее формировать технические задания на закупку техники за счет региональных бюджетов. При этом отмечалось, что для устойчивого развития транспорта общего пользования необходимо увеличить расходы из региональных бюджетов более чем в три раза.
Также в своих выступлениях участники заседания подчеркнули, что в настоящее время в стране действуют более 30 институтов развития транспортной отрасли. Однако многие из них дублируют свою работу, нет четкой координации их деятельности. Было предложено взять за образец работу Государственной транспортной лизинговой компании и растиражировать ее методы работы. Отмечалось, что развитию общественного транспорта в крупных городах может содействовать применение механизмов концессионных соглашений. Такая практика имеет место в регионах России, в частности в Санкт-Петербурге.
В финальной части заседания комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию в его состав были приняты такие крупные организации, как ПАО «Объединенная вагоностроительная компания», ОАО «Росмашхолдинг», ПАО «КамАЗ», ОАО «Мовиста».
Кроме того, члены комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике ТПП Воронежской области в режиме ВКС приняли участие в ряде круглых столов Международного форума, на которых обсуждались значимые вопросы. Во многих субъектах Российской Федерации остро стоит проблема формирования современной маршрутной сети и реконструкции транспортной инфраструктуры, в частности конечных остановочных пунктов.
Требует осмысления и правового закрепления процесс формирования организационных механизмов управления общественным транспортом в городских агломерациях. Например, в Мурманске отлажена система проведения конкурсных закупок предоставления транспортных услуг и контроля качества их предоставления в рамках единой агломерации.
При этом в ряде регионов, например в Челябинске, значительное количество автобусных маршрутов было переведено на систему работы по нерегулируемым тарифам, что позволило сэкономить бюджетные средства.
Основной проблемой общественного транспорта в России сегодня является дефицит водительских кадров. Одним из решений данного вопроса, прозвучавшем на форуме, могло бы стать отражение этой проблематики при формировании соответствующих стандартов транспортного обслуживания, а также выведение зарплаты водителей из «серой зоны».
– Все вышеуказанные проблемы и предложения по их решению имеют непосредственное отношение к ситуации с общественным транспортом и в Воронежской области, поэтому планируется рассмотреть их на ближайшем заседании комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике торгово-промышленной палаты Воронежской области, – прокомментировал итоги заседания Иван Корнюшкин.