В своем интервью ГТРК «Воронеж» президент ТПП Воронежской области прокомментировал изменения в областном законе, регулирующем продажу пива в торговых точках на первых этажах многоквартирных домов
4 октября президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Сергей Петровский дал интервью журналистке ГТРК «Воронеж» Елене Гончаровой, в котором высказал свое мнение об изменениях, внесенных депутатами регионального парламента в закон «О государственном регулировании отдельных правоотношений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Интервью вышло в эфир 6 октября на канале «Россия-1» в передаче «События недели».
Речь в нем шла о том, что в Воронежской области с 1 марта 2025 года нельзя будет продавать пиво и некоторые другие слабоалкогольные напитки в торговых помещениях площадью менее 50 кв. м в Воронеже и менее 25 кв. м – в районах области. По подсчетам Министерства имущественных и земельных отношений Воронежской области, в регионе насчитывается 462 магазина, торгующих пивом (394 из них – в Воронеже). Нововведения коснутся 209 магазинов, работающих в Воронеже, и трех – в районах нашей области.
Изменения в закон было решено внести после многочисленных жалоб жильцов многоквартирных домов, в которых располагаются подобные торговые точки. Воронежцы сетовали на нарушения общественного порядка со стороны нетрезвых посетителей магазинов (драки, громкая матерная ругань, распевание песен), происходящие в их дворах, и сопутствующую антисанитарию (отправление естественных нужд прямо на детских площадках). В итоге народные избранники отреагировали на обращения жителей города и приняли соответствующий закон – пока что в первом чтении. Сейчас законодатели рассматривают поправки и дополнения в документ, готовя его ко второму чтению.
Комментируя предлагаемые изменения, Сергей Петровский высказал мнение, что закрытие части магазинов, торгующих пивом и другими слабоалкогольными напитками, вряд ли можно считать действенным инструментом по снижению потребления алкоголя населением, поскольку достаточное количество подобных торговых точек все равно продолжит свою работу.
– Сокращение таких торговых точек приведет лишь к перенаправлению покупательского потока в другие магазины, – уверен Сергей Владимирович. При этом руководитель ТПП призвал различать малоформатную торговлю пивом (где напитки отпускаются в тару, которую посетители уносят с собой) и работу так называемых «наливаек», под видом точек общепита продающих крепкий алкоголь, который посетители могут распить тут же, в самом заведении. В связи с этим влияние пивных магазинов на увеличение количества нарушений общественного порядка во дворах жилых домов, по мнению господина Петровского, представляется минимальным.
Одновременно с этим глава палаты напомнил, что исчезновение столь значительного числа торговых точек может привести к налоговым недоимкам в областной бюджет: по подсчетам специалистов, в результате реализации данного закона он может недополучить свыше 100 млн рублей в год только по акцизным платежам. К этому следует добавить уменьшение сопутствующих налогов: подоходного налога с работников магазинов, налогов, связанных с арендой помещений, и т.д.
Не следует также забывать и о том, что расширение торговых площадей до 50 кв. м позволяет владельцам этих торговых точек получить лицензию на продажу крепкого алкоголя. Таким образом, арендовав дополнительные метры или переехав в более просторное помещение поблизости, хозяева пивных магазинов могут не только сохранить профиль своих торговых точек, но и дополнительно расширить свой ассортимент более крепким спиртным, что вряд ли понравится жителям МКД.
Переломить же негативную ситуацию, сложившуюся сегодня де-факто в сфере потребления алкоголя, государство может лишь усилением пропаганды здорового образа жизни, проведением соответствующих массовых мероприятий, а также развитием формата неалкогольных напитков в нашем регионе, прививанием населению культуры их потребления, уверен президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области.