В этом вопросе они заручились поддержкой уполномоченного по защите прав предпринимателей Воронежской области Павла Ковалева
27 мая в ТПП Воронежской области состоялось заседание согласительного комитета палаты в сфере предпринимательской деятельности под председательством Эдуарда Зубащенко (ООО ЮК «Зубащенко и партнеры»). На заседании присутствовали члены комитета Вячеслав Боричевский (ООО «Кадровая защита») и Андрей Сеченых (ООО ПЦ «Мегаполис»). В мероприятии принял участие уполномоченный по защите прав предпринимателей Воронежской области Павел Ковалев.
Основным вопросом повестки дня стало обсуждение возможности популяризации процесса медиации в деловой среде Воронежа и области. Заседание прошло в форме живого, заинтересованного диалога предпринимателей с бизнес-омбудсменом. Члены комитета задали Павлу Вячеславовичу множество вопросов, на которые тот обстоятельно ответил. У самого господина Ковалева также был ряд вопросов к медиаторам.
В начале заседания уполномоченный поинтересовался у собравшихся, насколько сегодня медиация пользуется спросом среди предпринимателей. По его мнению, об этом инструменте слышал от силы один бизнесмен из десяти.
Эдуард Зубащенко согласился с такой оценкой:
– Моя практика показывает: 6-7% конфликтов разрешаются с помощью медиации, остальные случаи – через суды. Понятно, что медиация – это не цель, а средство. У нас нет намерения всех помирить. Но это один из эффективных механизмов, работающий тогда, когда стороны не слышат друг друга, потому что у них успели сложиться в отношении друг друга определенные стереотипы. А медиатор – это третье лицо, которое, будучи незаинтересованным, может донести до спорящих сторон какую-то новую нужную им информацию, позволяет им по-другому увидеть картину их конфликта.
По словам Эдуарда Ивановича, медиация в Воронеже сегодня буксует, не может выйти на качественно новый уровень. Один из главных принципов медиации – добровольность. Если одна сторона обращается к медиаторам с просьбой решить вопрос, а медиатор обращается за согласием к другой стороне, эта другая сторона зачастую отвечает: «Мы не хотим!» И на этом процесс медиации заканчивается.
Председатель комитета отметил, что раньше медиативное соглашение исполнялось добровольно. Сейчас же ситуация изменилась: теперь по закону нотариальное соглашение имеет силу исполнительного листа. По сути – решения суда. То есть теперь медиативное соглашение, которое заверено нотариусом, имеет силу решения суда и, соответственно, подразумевает принудительное исполнение: на основании медиативного соглашения выдается исполнительный лист. Этот момент, несомненно, может стать аргументом в пользу медиации для предпринимателей, решивших добиваться справедливости через медиативные процедуры.
– Пока что предприниматель чаще говорит: «Зачем мне это надо? Я лучше в суд пойду!» Поэтому надо популяризировать медиацию. Нужно донести до бизнеса информацию об имеющихся новых возможностях, которые они получают через этот инструмент, – порекомендовал Павел Ковалев. – Сделать это можно самыми разными способами: выпустить что-то типа брошюры, информационного буклета. Организовать публикации в деловой прессе («Коммерсантъ», «Абирег»), сделать сюжеты на телевидении. Чтобы предприниматели пошли к вам, они должны понимать, за чем они идут. Им нужно, во-первых, показать, что это есть, что это работает. Во-вторых, обязательно нужно продемонстрировать на конкретных примерах, как это работает. Пусть это будут примеры не из практики в Воронежской области, а во Владимирской или Волгоградской – не важно. Главное, чтобы эти положительные примеры наглядно показывали, насколько это удобно и выгодно для предпринимателей.
По мнению бизнес-обмудсмена, хорошим шагом в популяризации медиации мог бы стать круглый стол на соответствующую тему с приглашением к участию в нем юридических компаний, с которыми работает уполномоченный по защите прав предпринимателей, – «Центральный округ», «Шлабович, Татарович и партнеры». Можно организовать для предпринимателей какие-то бесплатные обучающие семинары, в ходе которых рассказывалось бы, что такое институт медиации, как им пользоваться. Это можно осуществить на площадке Центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Можно пригласить предпринимателей на заседание комитета ТПП.
– Пусть хотя бы 10 человек об этом узнают, – пояснил Павел Вячеславович. – Не стоит сбрасывать со счетов «сарафанное радио»: как только появятся первые конкретные случаи решенных конфликтов, слух об этом моментально распространится в предпринимательской среде Воронежа.
Вячеслав Боричевский отметил, что преимуществом медиации по сравнению с судебными спорами может являться то, что последние длятся гораздо дольше. Это также можно использовать для популяризации медиативных процессов. Кроме того Вячеслав Олегович посоветовал в публикациях СМИ использовать конкретные кейсы, рассказывая об их участниках обезличенно: компания «Икс», компания «Игрек».
Павел Ковалев высказал предложение создать центр медиации при ТПП Воронежской области, заручившись в этом вопросе поддержкой ее президента Юрия Гончарова, а также пообщаться на эту тему с руководством арбитража, чтобы вывести медиацию на новый уровень. При этом ТПП могла бы выступать здесь гарантом прозрачности всех процессов.
Андрей Сеченых ответил, что нет смысла создавать центр медиации как отдельное юридическое лицо, поскольку эту работу вполне возможно осуществить на базе согласительного комитета.
– У согласительного комитета медиация – одно из направлений деятельности, – подтвердил Эдуард Зубащенко. – И перспективы конфликтов – трудовых, налоговых. У нас все уже разработано – все положения, регламент проведения, тарифы и т.д. Нам нужны только рекомендации и поддержка в информационном плане.
– Если структурно у вас уже есть такой орган, давайте его использовать, – согласился Павел Ковалев. – Возможно, понадобится какой-то его апгрейд, некие организационные трансформации.
В завершающей части заседания предприниматели поблагодарили воронежского бизнес-омбудсмена за активное желание помочь им в продвижении медиативных практик и договорились о ближайших планах совместной работы.