Нижегородская область может стать первым в России регионом, где понятие семейного предпринимательства будет выделено в отдельную правовую категорию и закреплено в местном законодательстве. О том, как семейные ценности влияют на экономику страны и какой закон нужен семейному бизнесу, рассказала вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Елена Дыбова.
Данную перспективу обсудили нижегородские депутаты и представители ТПП РФ на заседании комитета по экономике, промышленности, поддержке предпринимательства, торговли и туризма областного Законодательного собрания, посвященного развитию семейного предпринимательства.
«Сегодня семейная тема как никогда стала актуальной в публичной риторике. Все, от президента страны до муниципальных депутатов, говорят о том, что семейные ценности – это наша новая национальная идея. Семья в России должна быть успешной, должна сама обеспечивать себя, создавать собственный микроклимат для успешного развития всех, кто в нее входит», – отметила Дыбова.
Но каким образом это может происходить? Только через возможность обеспечивать свое благополучие, через возможность стабильно зарабатывать, вовлекая в семейное дело все поколения, взяв на себя ответственность и заботу о своей судьбе.
Семейные предприятия – опора экономики
Говоря о семейном предпринимательстве, следует отметить, что его традиционно принято считать наиболее распространенным видом бизнеса, преобладающим в количественном отношении в странах с развитой рыночной экономикой. Согласно данным Европейской федерации национальных ассоциаций, примерно 50% ВВП стран Европы составляет продукция, которая произведена в рамках деятельности семейного бизнеса. Ровно такие же тенденции характерны и для российской экономики.
На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 2 миллионов семейных предприятий, которые, особенно в быстроменяющихся условиях, могут стать реальной опорой экономики.
В благоприятные времена сильные стороны семейного бизнеса часто упускаются из виду. Однако в трудные периоды фундаментальные принципы семейных предприятий показывают свою силу: приверженность собственным ценностям, долгосрочное планирование, разумные рычаги управления и минимальные барьеры для принятия быстрых и жизненно необходимых решений показывают свою ценность не только для самих компаний, но и в макромасштабах – для реабилитации всей мировой экономики.
Острый вопрос – процедура наследования
Умение достойно преодолевать экономические кризисы – один из основных навыков семейных компаний, рассчитывающих на долгое будущее.
В 2009 году после мирового финансового кризиса мы уже наблюдали подобный эффект: семейный бизнес восстановился быстрее других участников рынка. Похоже, что это произойдет снова в период восстановления после пандемии COVID-19. На это есть две причины: во-первых, в период кризисов потребители и клиенты больше доверяют семейным предприятиям; во-вторых, в большинстве секторов такие компании показывают большую устойчивость.
Вместе с тем одна из основных проблем для семейного бизнеса в России сегодня заключается в отсутствии понятия «семейное предпринимательство» в законодательной базе, поскольку существующее законодательство не учитывает многих важных потребностей таких компаний.
Например, сейчас остро стоит вопрос о процедуре наследования в семейных компаниях. Согласно опросам ТПП РФ, 65% бизнесменов предпочли бы сохранить семейную преемственность, но пока так не получается. Есть немало примеров, когда успешное и прибыльное дело в результате череды судебных разбирательств, убыточных операций и выяснений отношений с родственниками и партнерами, после смерти основателя, полностью разваливалось.
Существующее российское законодательство не предусматривает механизма наследования бизнеса как единого целого; по отдельности друг от друга в наследство переходят лишь элементы бизнеса: предприятие как имущественный комплекс, акции, доли в капитале обществ, недвижимость, земельные участки, паи, права на объекты интеллектуальной собственности.
В развитых странах с передачей бизнеса по наследству особых проблем нет. Процедуры обкатаны на многих поколениях и работают четко как часы. Мы в ТПП РФ очень хотим добиться таких же четких алгоритмов и для российских семейных предпринимателей. Это потребность номер один сейчас.
Необходимость закона назрела
Еще одна острая проблема семейного бизнеса, которую поможет решить новый закон, – это классификация налоговыми органами взаимодействия компаний как аффилированных и созданных путем дробления для оптимизации налогообложения. Семейный бизнес подразумевает тесное взаимодействие и полное доверие между партнерами, которые являются родственниками. Когда компания расширяется, осваивает новые направления деятельности и прирастает подразделениями и фирмами, это естественно для семейного бизнеса, что управлять ими будут родственники. Зачастую такие компании могут быть обвинены в аффилированности, хотя это развитие и диверсификация бизнеса.
«Поэтому для семейных компаний и для нас как для экспертов, развивающих эту тему, необходимость закона о семейном предпринимательстве очевидна», – резюмирует вице-президент ТПП, добавляя, что это последовательная позиция палаты, которая представлена правительству страны.
«Мы активно работаем с Государственной думой, которая нас поддерживает, с Советом Федерации. Все понимают, что необходимость закона назрела. Общаясь также с кредитными организациями, понимаем, что они уже готовы работать с семейными компаниями на особых условиях. Они прямо говорят: "Нам гораздо интереснее вводить программы кредитования именно семейных компаний, потому что риски ниже, потому что отвечает вся семья, а не один человек"», – подчеркнула Дыбова.
Когда семейные предприниматели выстраивают свою бизнес-стратегию, они видят горизонт развития на десятилетия, хотят построить бизнес надолго. И государству нужно принять эту философию, чтобы начать помогать правильно, создавая максимально простую и удобную сферу ведения семейного бизнеса. Мы в ТПП РФ уверены: закон о семейном предпринимательстве поможет возродить и укрепить культуру семейного предпринимательства в России, улучшить экономическое состояние таких предприятий и поможет развивать местные семейные бренды, которыми будет гордиться страна.
15 ноября 2021 года, Экономика сегодня.