В ТПП РФ обсудили проблемы импортозамещения запасных частей в транспортном комплексе в условиях санкционного давления

14 июля 2022 г.

12 июля Президент ТПП РФ Сергей Катырин принял участие во Всероссийской конференции «О проблемах, связанных с импортозамещением и параллельным импортом в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры (на примере автомобильного и железнодорожного транспорта, дорожного хозяйства)», прошедшей на Ильинке, 6.

Мероприятие организовано Союзом транспортников России совместно с ТПП РФ при поддержке Минпромторга, Минтранса и Минэкономразвития России, Федеральной таможенной службы.

Модератор конференции президент Союза транспортников России, председатель Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию Виталий Ефимов отметил особую актуальность тем, поднятых на конференции. Транспортная составляющая существует у всех отраслей российской экономики, все зависят от того, как будет работать транспортный комплекс в стране. В России сейчас насчитывается более 6,5 млн грузовых автомобилей, около 50 млн легковых машин. Их обслуживает свыше 2,5 тысяч дилерских центров, более 70 тысяч станций техобслуживания (СТО) различного формата. И всем им в постоянном режиме требуются налаженные каналы поставок запчастей. После ввода санкций западными странами выяснилось, что транспортный комплекс очень сильно зависит от импорта запасных частей и комплектующих. По некоторым направлениям доля импорта превышает 90%.

В этой ситуации, подчеркнул Виталий Ефимов, государство должно действовать системно, чтобы решить проблему дефицита автозапчастей на отечественном рынке. Это касается и параллельного импорта, и расширения собственного производства запчастей и комплектующих, а также формирования индустрии восстановительного ремонта компонентов и агрегатов автомобилей. И здесь, прежде всего, необходимо проработать информационную составляющую. Важно разобраться в том, какие товарные ниши потребуется закрывать параллельным импортом, а на каких направлениях возможно развивать именно отечественное производство. Здесь разумно создать профильный информационный центр, который займется решением таких вопросов.

Выступивший на конференции Сергей Катырин также на первое место поставил работу в информационной сфере. По его словам, ТПП РФ плотно работает с деловыми советами, со своими зарубежными представительствами, структурами в рамках ЕАЭС. И везде возникают вопросы – «вы сформулируйте точно, что вам нужно, какая продукция требуется, и тогда мы найдем вам партнеров». Таким образом, нужна системная работа с информационными потоками. От предпринимательского сообщества сейчас поступает много разновекторных обращений, требуется их выстроить в нужном формате.

Вторая важная тема, почеркнул Сергей Катырин, – это продуманная государственная политика в сфере импортозамещения. «К нам обращаются предприниматели с вопросами перспективы развития производств. Они готовы вкладывать инвестиции, строить предприятия, но постоянно звучит тревога – а если ситуация изменится, на российский рынок вновь вернутся западные компании, то наши капиталовложения могут не окупиться. И здесь государству нужно четко обозначить условия работы бизнеса в реальном секторе на долгосрочную перспективу», - считает Президент ТПП РФ.

Третья тема, которую обозначил Сергей Катырин – это продуманная политика в области контактов во внешнеэкономической сфере. Сначала была сильная ориентация на Запад, теперь Россия повернулась на Восток и Юг. Но и на этих направлениях не стоит зацикливаться на какой-то одной стране, важно развивать контакты с самыми различными странами. Наконец, четвертая тема – подтверждение обстоятельств форс-мажора – актуальна и для системы ТПП, и для транспортного комплекса. Дело в том, что система выдачи подтверждений о форс-мажоре по внешним контрактам работает, а вот по внутренним контрактам возникли проблемы. Пока законодательство, например, статья 401 ГК РФ, не позволяет признавать отсутствие какого-то комплектующего или материала на российском рынке обстоятельством непреодолимой силы. А проблема как раз в том, что какая-нибудь прокладка к двигателю была именно импортной, но ее не может передать по цепочке уже российская компания. В итоге весь производственный процесс останавливается. И таких обрывающихся цепочек в транспортном комплексе и других отраслях – немереное количество, - заключил Сергей Катырин.

На конференции одной из главных тем стало структурирование и легализация в стране индустрии восстановительного ремонта автозапчастей и узлов. Как отмечали выступавшие, за рубежом этот сектор активно развивается. Восстановленные узлы автомобилей пользуются спросом у потребителей, а так называемая циркуляторная экономика быстро набирает обороты. В целом ряде стран создана система восстановления узлов и запчастей и их обращения на рынке. Главное – сформирована законодательная и нормативная база, позволяющая индустрии нормально развиваться. В России же, по сути, действует своя восстановительная индустрия, в этом сегменте работает порядка 500 компаний, представленных во всех регионах РФ. Однако проблема в том, что они до сих пор находятся в «серой зоне». В законодательстве даже не прописано понятие восстановленного автомобильного компонента. Тем более, нет ни одного нормативного или законодательного акта, который бы легализовал индустрию.

«В современных сложных условиях считаю, что нужно в кратчайшие сроки легализовать восстановительную индустрию автомобильных компонентов, признать компании, работающие в данном секторе», - отметил Виталий Ефимов. Среди первоочередных мер на конференции было предложено создать в составе Минпромторга РФ специальную структуру, которая будет отвечать за развитие восстановительной индустрии. Также предложено изменить программу работы Фонда поддержки промышленности, в которой смогли бы принимать участие и предприятия, специализирующиеся на восстановлении автомобильных компонентов. Еще одно предложение – включить компании в число участников программы утилизации мусора и отходов. Это позволит получить определенный набор мер поддержки. И, конечно, на первом этапе нужно сформировать технический регламент работы отрасли и принять первые нормативные акты, легализующие индустрию.

На конференции выступили заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев, заместитель директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Дмитрий Чернов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников, председатель правления Союза автосервисов России Александр Пахомов, руководители компаний, специализирующихся на восстановлении автомобильных компонентов и другие.

12 июля 2022 года, пресс-служба ТПП РФ, С. Осипов.