На первом заседании Совета при Президенте по реализации государственной демографической и семейной политики, прошедшем 23 октября, Валентина Матвиенко среди прочих вопросов отметила роль социальной ответственности бизнеса в поддержке семьи и стимулировании рождаемости. Утвержденный недавно Корпоративный демографический стандарт стал документом, на который предприятия могут ориентироваться в создании системы мер поддержки работников, имеющих семьи. «Считаем, что компании, которые внедряют высокие стандарты демографической поддержки, должны поощряться, иметь право на определённые преференции со стороны государства».
Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации обозначила, что «согласно исследованиям, проведенным среди крупных корпораций-работодателей, результаты которых привел на заседании Совета Игорь Олегович Щеголев, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, размер «семейных» выплат сотрудникам в среднем составил 0,1% от годовой выручки. Для социальной выплаты со стороны коммерческого предприятия – это ощутимая доля, но крупные компании в силу своей специфики могут себе это позволить, не выходя в «красную зону» риска. Крупные компании, по сравнению с малым и средним бизнесом, более устойчивы, имеют больший запас прочности, им легче привлечь финансирование для развития не только в виде кредитов, но и других финансовых инструментов, как, например, акции.
Малые и средние предприятия гораздо более уязвимы по отношению к изменениям внешней среды, и, учитывая дефицит заемных средств, получаемую прибыль вынуждены сразу вкладывать в оборот и развитие с тем, чтобы не отстать от конкурентов.
Соответственно, крупный бизнес не просто количественно, но качественно отличается от МСП. Поэтому было бы не вполне корректно напрямую, «под кальку» переносить на малые и средние предприятия те меры, которые успешно себя зарекомендовали в крупных корпорациях.
Разумеется, это не отменяет необходимости для малого и среднего бизнеса нести социальную ответственность и внедрять меры поддержки семей с детьми, прежде всего, материальные. Соглашусь с Валентиной Ивановной Матвиенко в том, что со стороны государства таких работодателей уместно поддержать преференциями и льготами. Это особенно актуально в ситуации повышения налоговой нагрузки.
При этом складывается цикл: государство помогает МСП сократить расходы или увеличить доходы, и вырученные деньги малые и средние предприятия передают конечному получателю – работнику, имеющему семью. И проходя этот цикл, предприятие в ряде случаев еще заплатит с этих сумм налоги. Выгода, которую получает при этом малое или среднее предприятие – деньги (полученные в виде субсидии или сэкономленные в результате льгот) в обороте.
Напомню, что малый и средний бизнес может поддержать семейную и демографическую политику страны не только как работодатель. Большой потенциал кроется в соответствующей маркетинговой стратегии – скидки и льготы для «семейных» покупок товаров и услуг. Линейка таких методов широка – от скидок на детские товары до пакетных предложений товаров и услуг для всей семьи.
Это выгодно всем сторонам. Предприятиям МСП это позволит увеличить продажи. Семьям такая мера позволит в рамках одного и того же бюджета приобрести большее количество товаров или товаров более высокого ценового сегмента, воспользоваться большим количеством услуг или услуг более высокого качества. Это увеличивает потребительскую способность целевым образом – в сегменте товаров и услуг, важных для семьи. Преимущество такой меры перед прямыми выплатами семьям состоит в том, что деньги в данном случае напрямую участвуют в экономическом обороте региона, повышая его валовой региональный продукт.
Важно сделать этот тренд стабильным, чтобы семьи могли учитывать эти выгоды в планировании. Ведь часто при принятии решения о появлении еще одного ребенка в семье будущие родители тщательно взвешивают доходы и расходы. Это положительная тенденция осознанного родительства. Сформировав устойчивый коммерческий тренд, например, на пакеты «при стрижке папы / мамы сына или дочь стрижем за полцены» в салонах красоты, или «при итоговом семейном чеке от 2000 рублей детское меню за полцены» в кафе, мы повышаем доступность товаров и услуг, составляющих основные статьи расходов семейного бюджета. Причем подобные «семейные пакеты» могут формировать не только предприятия, работающие на рынке конечного потребителя (B2C), но и предприятия – B2B, включая такие «пакеты» в условия своих поставок.
Инструментом формирования такого тренда могут выступить преференции и льготы. Создав сбалансированную и точечную систему такой поддержки, государство может влиять на правильное формирование этого тренда – поддерживать тех производителей, которые поставляют товары и услуги, являющиеся базовыми для семьи.
В этой системе важно предусмотреть достаточный люфт, в рамках которого органы власти каждого региона будут настраивать эту систему под актуальные нужды семей и субъектов бизнеса данного региона.
Разносторонний подход, тонкие настройки взаимодействия «семья – бизнес – государство» - это способ эффективного распределения бюджетных ресурсов и залог успеха в решении вопросов семьи и демографии», - уверена вице-президент ТПП России Елена Дыбова.
29 октября 2025 года, ТПП РФ.
 
  
  
  
 