Уже год в России действует новый порядок размещения рекламы в интернете, а с 1 сентября за его нарушение наступает административная ответственность. Разбираемся в тонкостях законодательства вместе с экспертом сервиса «Юрист для бизнеса» Оксаной Сидоренко: как сейчас нужно рекламировать свои товары и услуги, кому отчитываться и какие данные передавать, чтобы избежать штрафов.
С 1 сентября 2022 года был усилен контроль за рекламой в интернете (Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ). Вся информация о ней попадает в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР): от сведений о заказчике до стоимости услуг и количества охватов. Доступ к этому реестру имеют налоговая и антимонопольная службы.
Что надо делать до размещения рекламы?
- Поставить на креатив отметку «реклама», а также указать информацию о рекламодателе или его сайте. Под креативом понимается любое рекламное сообщение. Это может быть баннер, текстовый пост, видео и аудио.
- Получить идентификатор рекламы — токен — через оператора рекламных данных (ОРД). Идентификатор — это уникальный цифровой код, который отображается в кликабельной ссылке, а также в меню adChoice — технологии, которая собирает данные о предпочтениях пользователей.
ОРД — это компании, которые владеют программами для установления факта распространения рекламы в интернете и передают сведения о рекламе в Роскомнадзор. Всего в данный момент аккредитовано семь операторов, полный перечень доступен здесь.
- В личный кабинет ОРД надо загрузить информацию о рекламодателе: ИНН, ОГРН, место нахождения, ФИО директора — для юрлиц или ФИО, ОГРНИП, место нахождения — для ИП и физлиц.
- После выдачи идентификатора рекламы ОРД направит информацию о креативе в Роскомнадзор.
Кто должен ставить отметку «реклама» и получать токен?
Передавать информацию может любой участник цепочки: рекламодатель, рекламораспространитель (например, рекламное агентство, посредник на фрилансе, блогер) или оператор рекламной системы (например, «Яндекс.Директ»), разместивший рекламу в интернете.
Можно прописать в договоре и возложить обязанности о передаче информации на одного участника цепочки. В этом случае остальные участники могут не загружать данные со своей стороны.
Какую рекламу можно не маркировать?
- Cоциальную рекламу — то есть ту, у которой благотворительные или общественно полезные цели, и она не направлена на продвижение товара и получение денег.
- E-mail рассылки и push-уведомления собственным клиентам.
- Рекламу в теле- или радиопередачах, которые распространяют в записи в интернете.
Как отчитываться перед Роскомнадзором?
После размещения рекламы нужно передавать данные в Роскомнадзор. Это можно сделать только через ОРД. Срок — до 30-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была размещена реклама. То есть сведения за сентябрь нужно передать до 30 октября.
Надо передавать информацию о рекламе и участниках цепочки, в том числе:
- о рекламодателе и рекламораспространителе;
- договоры и акты сдачи-приёмки оказанных услуг;
- охваты (что рекламируется);
- параметры аудитории рекламы (пол, возраст, территория проживания);
- срок рекламной кампании.
Полный список данных для передачи указан в Распоряжении Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р.
Если вы получили идентификатор на рекламу, но затем ее не разместили, подавать отчет не нужно.
Рекламодатель может не передавать сведения, если:
- у него исключительные права на объект рекламирования (например, товарный знак);
- он — изготовитель или продавец.
Что в итоге делать?
Для рекламодателей, которые рекламируют товар или услугу, например, в соцсетях и через «Яндекс.Директ», изменений немного. Нужно выбрать один или несколько ОРД, зарегистрироваться в личном кабинете на его сайте и передавать сведения.
Если вы размещаете рекламу через рекламные агентства и других посредников, то нужно заключить с ними договор или внести изменения в существующий. Важно указать, что обязанность по передаче сведений ОРД за рекламодателя выполняет рекламораспространитель или оператор рекламной системы.
Для блогеров, фрилансеров, рекламных агентств и других посредников, которые рекламируют товары и услуги или помогают с рекламой (рекламораспространители), изменений больше:
- станет сложно работать всерую. Это связано с тем, что в ЕРИР содержатся сведения обо всех лицах, которые участвуют в размещении рекламы, а также о стоимости услуг. А к ЕРИР имеется доступ у налоговой службы;
- придется разобраться, как передавать сведения ОРД, особенно если в договоре установлено, что рекламораспространитель обязан передавать сведения за рекламодателя.
Кроме того, всем участникам размещения рекламы нужно зарегистрироваться в личном кабинете ЕРИР. Войти в него можно через «Госуслуги». Это нужно, чтобы заходить в реестр и отслеживать, все ли данные о рекламе поданы.
Что грозит за нарушение требований?
С 1 сентября 2023 года для рекламодателей, рекламораспространителей предусмотрена административная ответственность по ч. 15 и 16 ст. 14.3 КоАП РФ.
Так, за непредставление в Роскомнадзор информации о распространенной в интернете рекламе; за несвоевременное представление информации; за предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации теперь грозит штраф, который составляет для граждан от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для должностных лиц — от 30 тыс. до 100 тыс. руб., для юридических лиц — от 200 тыс. до 500 тыс. руб.
Если распространение рекламы осуществляется без идентификатора либо рекламодателем нарушены требования к размещению идентификатора при распространении рекламы в интернете, то такое нарушение может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц от 100 тыс. до 200 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 тыс. до 700 тыс. руб.
Дарья Бондарчук
14 сентября 2023 года, СберБизнес.