РР || Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова: «Цифровые платформы в госзакупках: удобство для заказчика или угроза для малого бизнеса?»

22 сентября 2025 г.

Вопрос расширения доступа субъектов МСП к закупкам с использованием онлайн-платформ стал ключевым на заседании рабочей группы «Малое и среднее предпринимательство» комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Эффективная и конкурентная экономика». Позицию Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по вопросу высказала член рабочей группы и комиссии вице-президент Елена Дыбова.

«В условиях цифровой трансформации государственных закупок все чаще звучат призывы к массовому внедрению цифровых платформ как универсального решения проблем в сфере закупочной деятельности. Безусловно, есть очевидные преимущества таких платформ для заказчиков — они действительно снимают «головную боль», связанную с организацией торговой процедуры и выполнением многочисленных требований 44-ФЗ. Однако как показывает практика и анализ текущих тенденций, безоговорочное одобрение этого инструмента может привести к серьезным негативным последствиям для российского малого и среднего предпринимательства», – сказала Дыбова.

По ее словам, наиболее тревожным моментом является полное отсутствие системы контроля качества на существующих цифровых платформах. Наблюдая за текущей практикой, мы фиксируем, что платформы фактически не несут никакой юридической ответственности за качество поставляемых товаров. Это создает благоприятную почву для распространения контрафактной продукции, что уже сегодня представляет серьезную проблему, не имеющую четкого правового регулирования.

«Особенно остро эта проблема встает при закупке сложных технических товаров, таких как компьютерная техника. Как определить, на каком этапе произошла подмена комплектации или снижение качества? Кто будет нести ответственность, когда поставленное оборудование не соответствует техническому заданию? Эти вопросы остаются без ответа, а существующее законодательство, к сожалению, не предусматривает механизмов разрешения таких споров между юридическими лицами в рамках цифровых закупок», – отметила Дыбова.

Внедрение цифровых платформ приводит к опасной монополизации рынка государственных закупок, считает она. Передавая огромный объем государственного заказа в руки нескольких цифровых площадок, мы создаем условия для формирования новых монополий, которые не берут на себя ответственности за регулирование ключевых аспектов закупочной деятельности.

«Особую тревогу вызывает отсутствие регулирования транспортных расходов и прочих сопутствующих издержек. Для малого бизнеса эти затраты могут стать критическими. Представьте ситуацию: доставка одной канцелярской папки в отдаленный регион может обойтись дороже, чем сам товар. В условиях рынка, где платформа не берет на себя никаких обязательств по нормированию логистических расходов, такие издержки могут полностью уничтожить прибыль малого предприятия», – пояснила Дыбова.

Еще один системный вызов связан с сохранением квот для малых и средних предприятий. Исторически сложилось, что квотирование государственных закупок стало важным инструментом поддержки малого бизнеса. Однако в условиях цифровых платформ, где доминируют крупные игроки с развитой логистикой и маркетингом, местные производители могут оказаться в невыгодном положении. Рискуем «не просто снизить объемы закупок у МСП, но полностью утратить достигнутые позиции в этой сфере», полагает вице-президент ТПП РФ.

Цифровые платформы действительно могут стать эффективным инструментом в сфере госзакупок, но только при условии сбалансированного подхода, учитывающего интересы не только заказчиков, но и поставщиков, особенно представителей малого и среднего бизнеса. Без этого есть риск заменить одну бюрократическую проблему другой, еще более сложной — системной деградацией малого предпринимательства в условиях цифровой монополии.

«Как показывает практика, любые реформы в сфере закупок должны учитывать не только удобство для одной стороны процесса, но и системные последствия для всей экономической экосистемы. Только такой подход позволит достичь реального роста конкурентоспособности российской экономики, а не просто имитации цифровых преобразований», – заключила Дыбова.

19 сентября 2025 года, РР.