В сентябре 2024 года опубликовано разъяснение ФАС России по вопросу оценки действий заказчика по установлению в положении о закупке оснований для закупок у единственного поставщика на конкурентных рынках на предмет соответствия статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Как следует из письма ФАС России, «реализация права заказчика на установление случаев осуществления закупок у единственного поставщика в положении о закупке должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, указанными в части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ».
Отдавая предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным, либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку.
В противном случае, выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями ФЗ № 223-ФЗ.
ФАС России также отмечает, что включение в положение о закупке оснований для ее осуществления без объективных причин является ограничением конкуренции на товарном рынке.
Таким образом, такие действия заказчика могут быть оценены на предмет нарушения Закона о защите конкуренции. Если факт нарушения будет доказан, заказчику выдадут обязательное к исполнению предписание (ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
Директор департамента развития предпринимательства ТПП РФ Денис Дыбов отметил, что палата поддерживает позицию о том, что закупка у единственного поставщика должна быть обоснованной и проводиться в исключительных случаях.
Вместе с тем он отметил, что Законом № 223-ФЗ не определены случаи, когда заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика, провести такую закупку можно исключительно в случаях, предусмотренных положением о закупке, которое заказчик утверждает самостоятельно.
Также вопрос обоснования закупки у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ остается открытым и находится только в ведении заказчиков.
Для закупки у единственного поставщика должны быть разумные и объективные причины, обосновывающие, например, неэффективность применения конкурентных процедур. В частности, когда рынок является неконкурентным, при закупке уникального товара или когда возникла срочная необходимость, например, при аварии, чрезвычайной ситуации или когда на объявленную процедуру не подано заявок, а на повторную конкурентную процедуру нет времени.
Кроме того, в текущих экономических условиях в положении о закупке целесообразно предусмотреть такое основание как приобретение российского программного обеспечения у единственного поставщика –разработчика софта. В частности, это касается ситуации, когда российское программное обеспечение закупается у единственного поставщика – российской организации, которая реализует в качестве разработчика особо значимый проект.
«Главное, чтобы перечень оснований в положении о закупке был исчерпывающим и закупка у единственного поставщика как инструмент закупок должна приносить пользу и применяться только в тех случаях, когда использовать конкурентные способы для заказчика является невозможным или неэффективным», - отметил Денис Дыбов.
9 сентября 2024 года, РР.