Сергей Катырин - о двух главных проблемах бизнеса и ценах на автомобили
В инфляции 5-6% нет ничего страшного, считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. Почему? Он ответил на этот вопрос, рассказав, с какими проблемами и надеждами наш бизнес начал новый год.
Сергей Николаевич, что показывает бизнес-барометр палаты, какое настроение у предпринимателей?
Сергей Катырин: Наши опросы показывают, что 40% компаний в регионах России чувствуют себя уверенно и надеются на развитие. А почти 36% испытывают сложности, что естественно. Не может быть без проблем при санкциях, которые уже исчисляются десятками тысяч.
За последний год состояние бизнеса изменилось?
Сергей Катырин: Главная перемена - компании адаптировались к современным условиям, которые создали им санкции.
Естественно, сложности в отдельных отраслях остались. Но в целом адаптацию подтверждает и статистика. Экономика растет. ВВП поднялся почти на 4%. Надо отдать должное правительству, которое приняло меры, чтобы основные отрасли эффективно заработали в условиях санкций. Промпроизводство за год выросло на 7%.
Авиапром выходит на хорошие объемы. Есть серьезная заявка: до 2030 года построить 600 самолетов. Это практически вся линейка - от небольших самолетов до ИЛ-96. Мы создали свой двигатель - ПД-14, его ставят на МС-21. И остальное тоже практически все наше.
Посмотрите на автопром, который сначала провалился под санкциями. А сегодня запустили конвейеры "Москвич", КамАЗ и ГАЗ, возобновили работу автозаводы в Петербурге и Калуге. Еще немного, и наш автопром наберет былую мощность. А там, глядишь, и перегонит.
Малый бизнес получил шанс на этом празднике жизни?
Сергей Катырин: В промпроизводстве его доля - от 6 до 8%. Это мизер для нашей страны. Но в цепочке восстанавливающихся производств у них есть своя ниша. Те же комплектующие.
Волшебных решений нет
Какие трудности объединяют компании: деньги, кадры?
Сергей Катырин: На первое место я все-таки ставлю кадры. Сегодня военно-промышленный комплекс (ВПК) работает интенсивно, платит хорошую зарплату. Естественно, лучшие специалисты перетекают туда.
Началась настоящая гонка за кадрами - в первую очередь высококвалифицированными и рабочими. Зарплату вынуждены поднимать везде. А это серьезная нагрузка. Настолько серьезная, что может привести к разрушению компаний.
Надеюсь, до этой черты мы не дошли?
Сергей Катырин: Нет, конечно. И не думаю, что дойдем. Но удерживать кадры все труднее. Особенно для малого бизнеса, в строительстве, сельском хозяйстве. Впрочем, кадры - вопрос номер один для бизнеса всех масштабов и форм.
Какой выход? Мигранты? Или своих переучивать?
Сергей Катырин: Волшебных решений нет. Конечно, учить надо. Но именно учить, а не переучивать. Целенаправленно готовить молодежь по специальностям, которые нужны стране. И сразу выпускать профессионалов, чтобы они в максимально короткий срок могли адаптироваться на производстве.
Рынок труда почти во всех регионах серьезно, кардинально изменился, а подготовка кадров - не всегда
У бизнеса есть контакт с министерством образования? Обсуждают - где и на кого?
Сергей Катырин: Это тот вопрос нас мучает давно, причем задолго до того, как возник острый дефицит кадров. Лет семь, даже дольше. Тогда ТПП России и республиканская в Чувашии вместе с властями региона организовали исследование: на кого здесь готовят и кто нужен. Дистанция оказалась "огромного размера". В республике активно открывали рестораны, отели, другие новые бизнесы. Но для них не готовили ни официантов, ни операторов туротрасли. И по-прежнему выпускали специалистов для предприятий, многие из которых на тот момент уже не работали. Эта проблема и сейчас актуальна во многих регионах. Рынок труда кардинально изменился, а подготовка кадров - не всегда.
Профи - под ключ
Вы разработали проект "Рабочие кадры под ключ".
Сергей Катырин: Да, первой его запустила Пермская ТПП. Начали соединять интересы предприятий, учебных заведений, региональной администрации.
Это касалось средних специальных учебных заведений. За них отвечает региональная власть. Мы объединили тех, кто хочет получить конкретного специалиста, с теми, кто его готовит. И это не только заказ на специалиста. Работодатель брал студента на практику, давал гарантию трудоустройства после учебы или службы в армии.
Похожая программа работает и по нацпроекту "Образование". Она тоже нацелена на среднее профобразование. Не пора ли вузы подключить?
Сергей Катырин: Это просто необходимо. Не можем мы сегодня себе позволять учить молодых людей, например, на юриста или экономиста, чтобы потом им некуда было деваться. Чтобы они искали, где бы и на кого бы переучиться. Мало того что молодой человек мечется по жизни, да еще государство тратит деньги на его обучение, а то и на пособия по безработице.
В любом случае быстро мы новых спецов не подготовим. Все-таки мигранты? Кения хочет 10 тысяч прислать.
Сергей Катырин: Мигранты - неизбежность. Конечно, 10 тысяч проблему не решат. Сотни тысяч нужны! Квалифицированных специалистов.
Тогда и здесь от бизнеса надо плясать - кого и сколько?
Сергей Катырин: С него должно все начинаться. Он дает заявку: сколько и кого. А потом надо четко распределить обязанности. Кто их привезет, расселит? Кто будет кормить, платить, обеспечит медобслуживание? Кто русскому языку научит? Государство должно разделить ответственность с бизнесом.
Финансы кусаются
Все эти вопросы - расходные статьи для компаний. А финансы нынче кусаются. И с каждым повышением ключевой ставки ЦБ все сильнее.
Сергей Катырин: Финансы тоже, конечно, огорчают. Но рост ключевой ставки - это вынужденный шаг. Нельзя допустить, чтобы из-за дикой инфляции обесценились вклады и сбережения людей.
Понятно, повышение ставки тормозит экономику, но и сбивает инфляцию. А финансы, да, стали проблемой для бизнеса, особенно который развивается. Ему нужны длинные дешевые деньги.
В чем решение вопроса?
Сергей Катырин: В подавлении инфляции. Как только она будет снижаться, и ставка ЦБ пойдет вниз. Может, и не стоит добиваться 4%, как ставит задачу Центробанк. На мой взгляд, в 5-6% инфляции нет ничего страшного. Лишь бы была возможность заниматься инвестициями, развитием экономики.
У меня сейчас большая надежда на программу долгосрочных сбережений, которую недавно провозгласил президент. Люди будут копить по специальной программе: часть денег они вносят сами, часть - добавит государство. Этот инструмент вполне может стать дополнительным источником длинных денег.
Сергей Николаевич, хочу вернуться к началу нашего разговора - к успехам автопрома. Те, кто мечтает купить автомобиль, могут надеяться, что цены на них снова не ошеломят? Про снижение я уж молчу.
Сергей Катырин: Помечтать, конечно, можно, но это не про снижение цен. А вот то, что они перестанут нестись галопом или вообще остановятся на длительное время, то есть стабилизируются, вполне реально. И это самый лучший вариант. Чем выше конкуренция, тем меньше будут задирать цены. А она у нас сейчас в автопроме уже есть.
Что касается снижения, то экономических предпосылок для это нет. Те же комплектующие стали дороже и не подешевеют. Что-то мы уже производим сами. Но на начальном этапе, когда идет освоение нового, а не массовое производство, это более дорогое удовольствие. Да и импортные приходится доставлять по-прежнему кривым путем. Логистика подорожала и обратно сдавать не собирается. А те, кто нам продает, стоимость накинули, может, и еще накинут, понимая, что мы по некоторым позициям в безвыходной ситуации. Очень верю, что пока в безвыходной.
1 февраля 2024 года, Российская газета.