РИА Воронеж || Системная работа. Данил Кустов – о снижении административных барьеров для воронежского бизнеса

2 февраля 2022 г.

Как налаживается диалог между предпринимателями и властью

Современные экономические реалии требуют более эффективного диалога бизнеса и власти. Особое внимание к этой теме способствует налаживанию эффективных каналов взаимодействия между обеими сторонами. О том, как эта работа выстраивается в Воронежской области, рассказал руководитель регионального департамента экономического развития Данил Кустов.

- В последнее время много говорится о необходимости конструктивного диалога между властью и бизнесом. Расскажите, каким образом бизнес-сообщество может влиять на принятие властных решений?

– Наглядным примером конструктивного взаимодействия бизнеса и власти можно назвать реформу контрольно-надзорной деятельности. В Воронежской области она проходит под контролем губернатора Александра Гусева и направлена на снижение административных барьеров для предпринимателей. Ведь именно такие барьеры, по мнению бизнес-сообщества, часто являются одним из главных препятствующих факторов для нормального ведения бизнеса.

Постоянно же действующим механизмом, позволяющим бизнесу оказывать влияние на принятие органами власти управленческих решений, является оценка регулирующего воздействия (ОРВ) нормативных правовых актов.

Воронежская область стабильно входит в группу регионов с хорошим уровнем по качеству проведения ОРВ и экспертизы актов. Процедура оценки внедрена и осуществляется как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Ее куратором в регионе является департамент экономического развития Воронежской области.

– Расскажите, в чем суть этой оценки. Из каких элементов она состоит?

– Оценка регулирующего воздействия – это экспертиза правовых, социально-экономических и финансовых последствий принятия нормативных правовых актов органов государственной власти. Иными словами, процедура ОРВ позволяет еще на этапе разработки нормативных правовых актов выявить избыточные требования, предъявляемые органами власти к бизнесу, и при этом не допустить необоснованного и неэффективного расходования бюджетных средств.

Основным элементом ОРВ являются публичные консультации, в рамках которых проводится обсуждение законов и подзаконных актов с предпринимательским сообществом и вырабатываются конструктивные совместные решения.

- Каким образом представители бизнес-сообщества могут принять участие в обсуждении нормативных правовых актов?

– С января 2020 года процедура проведения ОРВ подверглась цифровой трансформации. На сервере правительства Воронежской области осуществлена инсталляция специализированного информационного ресурса «Региональный портал ОРВ», с помощью которого ОРВ проводится в электронном виде.

Для участия в обсуждении разрабатываемых или действующих нормативных правовых актов необходимо зарегистрироваться на региональном портале ОРВ и оставить свои предложения или замечания по интересующему документу в электронном виде. Замечания будут рассмотрены департаментом экономического развития и учтены органом власти – разработчиком нормативного правового акта. Поэтому мы приглашаем всех заинтересованных предпринимателей зарегистрироваться на портале ОРВ и принять активное участие в публичных обсуждениях нормативных правовых актов.

– Вы упомянули еще один механизм снижения давления на бизнес – реформу контрольно-надзорной деятельности. Что она собой представляет и с какой целью проводится?

– Как я уже говорил, реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на устранение избыточной административной нагрузки на предпринимателей путем снижения количества проверок их бизнеса. Реформа включает в себя два основных элемента. Это механизм «Регуляторной гильотины» и внедрение риск-ориентированного подхода к проверкам.

Регуляторная гильотина – инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. Эта государственная инициатива началась с отмены более 30 тыс. нормативных актов с 1 января 2021 года. Под нее попали нормативные документы, начиная с первых декретов советской власти и до норм современного регулирования.

В настоящее время отмена нормативно-правовых актов, содержащих неактуальные требования, продолжается. Например, в апреле правительством РФ было отменено требование нотариального согласия при заселении детей в гостиницы. Этот документ был необходим, когда дети путешествовали без родителей. Теперь достаточно письменного согласия одного из законных представителей ребенка. Принятое решение упростит организацию турпоездок для детей, избавит родителей от необоснованных временных и финансовых затрат.

Еще одним значимым инструментом реформы является внедрение риск-ориентированного подхода в сфере проведения проверок, суть которого заключается в усилении контроля в зонах повышенного риска и снижении – в более безопасных зонах. Например, в отношении небольшой организации контролирующий орган может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков, а к большим компаниям будет применяться более углубленная комплексная проверка.

Таким образом, применение риск-ориентированного подхода предполагает проведение проверок только на объектах с высокой степенью риска, что сократит общее количество плановых проверок и позволит значительно снизить административную нагрузку на бизнес.

– Каковы дальнейшие направления реформы контрольно-надзорной деятельности в Воронежской области?

– В рамках реформы с 2021 года в регионе заработала новая система контрольно-надзорного законодательства. Уполномоченным органом по реформированию КНД определен департамент экономического развития Воронежской области.

Новый федеральный закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (от 31.07.2020 № 248-ФЗ) предполагает уход от «карательных» мер к профилактике нарушений среди организаций и граждан. Кроме того, в качестве приоритета определена цифровизация процесса контроля, который должен стать полностью безбумажным с помощью использования дистанционных методов контроля. Для бизнеса и граждан будут запущены сервисы для самопроверки и декларирования, а также система досудебного обжалования действий контрольных (надзорных) органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

С целью реализации указанных направлений в 2021 году в Воронежской области принято более 900 новых положений о региональном государственном контроле (надзоре) и муниципальном надзоре. Все эти нормативные правовые акты в обязательном порядке прошли оценку регулирующего воздействия для выявления и устранения избыточных требований при реализации полномочий по осуществлению контроля (надзора).

Кроме того, впервые в регионе реализована техническая возможность досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

– А что такое механизм досудебного обжалования и для чего он нужен?

– С января 2022 года в Воронежской области внедрена процедура досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов. Ранее такая процедура применялась только на федеральном уровне – с 1 июля 2021 года было введено обязательное досудебное обжалование решений 19 федеральных надзорных органов. При активном содействии губернатора Воронежской области Александра Гусева процедура досудебного обжалования стала доступна в отношении контрольно-надзорных мероприятий региональных органов власти и муниципальных образований.

Теперь урегулировать споры, возникающие между контрольно-надзорными органами и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, можно при помощи специального цифрового сервиса. Для этого необходимо зайти на Единый портал государственных и муниципальных услуг и заполнить интерактивную форму «Жалоба на решение контрольного органа» по ссылке knd.gosuslugi.ru. Также можно воспользоваться виджетом «Обжалуйте решение контрольного органа» на официальном портале органов власти Воронежской области.

Здесь организации, предприниматели Воронежской области и граждане, в отношении которых провели контрольные мероприятия и вынесли юридически значимые решения, могут подать жалобы на решения контрольно-надзорных органов и действия (бездействие) их должностных лиц по 29 видам регионального контроля, включая переданные федеральные полномочия, и семи видам муниципального контроля. В списке видов регионального государственного контроля: экологический, жилищный контроль, строительный надзор, контроль в сфере социального обслуживания граждан в Воронежской области и многие другие.

Жалоба рассматривается либо руководителем контрольного органа, либо вышестоящей инстанцией. В случае, если предпринимателя не устраивают результаты досудебного обжалования, он может обратиться в суд.

Новый механизм позволяет разгрузить суды, снизить издержки бизнеса на судебные тяжбы. Если раньше предприниматели, не согласные с предписаниями или санкциями, которые на них накладывают контролирующие органы, могли оспорить данное решение, только обратившись в суд, то теперь они могут обжаловать данное решение в досудебном порядке через портал госуслуг.

Сейчас досудебный порядок обжалования обязателен для отдельных видов госконтроля, а с 2023 года он распространится и на все остальные.

Анна Иванова
1 февраля 2022 года, РИА Воронеж.