Спустя семь лет с начала реформы налогообложения имущества противоречия в вопросах его применения оборачиваются непосильным бременем для компаний
Один из крупнейших налогоплательщиков области — АО «Галерея Чижова» — отстаивает в Арбитражном суде Воронежской области законное право платить налог на имущество по кадастровой (рыночной) стоимости в отношении одного из своих инвестиционных проектов. В случае успеха этот кейс может положить начало формированию в нашем регионе собственной судебной практики разрешения коллизий в отношении налога на имущество.
Сохранить баланс
Налог на имущество является одним из бюджетообразующих платежей регионального уровня. Его платят собственники за жилые строения и дома, комнаты и квартиры, машинно-места и гаражи, а также объекты в распоряжении юрлиц, предоставленные в аренду, лизинг или доверительное управление.
До 1990-х годов единый подход к имущественным налогам практически отсутствовал. Налог для физлиц рассчитывался по инвентаризационной стоимости, которую определяли в БТИ по старой советской методике и которая не имела ничего общего с рыночной ценой. Бизнес рассчитывал налог по балансовой (бухгалтерской) стоимости. Этот подход актуален для многих компаний и сейчас. У него есть два минуса.
Во-первых, методика расчета допускает «творческий» подход со стороны финансовой службы в целях занижения налогооблагаемой базы. Во-вторых, балансовая стоимость формируется из прямых и косвенных расходов на создание объекта недвижимости (проектирование, строительство, кредиты и т.д.). Это значит, что чем меньше времени прошло с ввода объекта в эксплуатацию, тем больше его балансовая стоимость и выше налог.
Переоценка «ценностей»
В 2013 году начался переход к расчету налогов на имущество по кадастровой (рыночной) стоимости, то есть реальной стоимости объекта по результатам обязательной государственной экспертизы на основании учета многих параметров — от года строительства здания и места расположения до состояния региональной экономики. К 2020 году этот переход завершился в отношении налогов на имущество физических лиц. А вот ситуация с налогообложением юридических лиц остается неоднозначной.
В федеральном законодательстве четко определен перечень объектов, в отношении которых налог на имущество должен рассчитываться по кадастровой (рыночной) стоимости. В их числе — административно-деловые, торговые и развлекательные центры, а также ряд объектов других категорий. Когда реформа только прорабатывалась, законодатели дали региональным властям на переходный период право определять особенности этого вида налогообложения: льготы, ставки, особый порядок и сроки платежей. Подавляющее большинство регионов пошло по пути расширения практики расчета налога на имущество по кадастровой (рыночной) стоимости, в первую очередь распространив ее на наиболее крупные объекты.
Регионы выбирают кадастр
Так, в Москве от уплаты налога на имущество по кадастровой (рыночной) стоимости освобождены лишь отдельно стоящие нежилые здания площадью менее 1000 кв. м, представляющие собой административные, деловые и торговые центры. Изменения пока не затронули и нежилые помещения площадью менее 3000 кв. м, расположенные в многоквартирных домах и используемые под размещение офисов, предприятий торговли, общепита или бытового обслуживания. В Санкт-Петербурге с 2019 года на налог «по кадастру» перевели все административно-деловые и торговые центры, площадь которых превышает 1000 кв. м, а в Нижнем Новгороде применили эту норму ко всем объектам, перечисленным в федеральном законодательстве. Аналогичного подхода придерживаются власти и в Центрально-Черноземном экономическом макрорегионе. В Белгородской, Курской, Липецкой областях расчет налога по кадастровой стоимости может применяться в отношении абсолютно всех административно-деловых центров, ТЦ и ТРК. В Тамбовской области новый подход пока не распространили лишь на объекты площадью менее 1000 кв. м.
«Хотели как лучше» — но не для всех
В Воронежской области поступили наоборот и регламентировали особенности налогообложения по кадастровой стоимости для объектов площадью менее 2000 кв. м. В отношении объектов, больших по метражу, региональный законодатель не вынес своего определения. В связи с этим бытует мнение, что собственники недвижимости в этом случае должны платить налог по балансовой (бухгалтерской) стоимости. Однако по закону такие случаи регламентируются на федеральном уровне, и ТРЦ, соответствующие критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости — даже если их площадь превышает 2000 кв. м. Более того, в апелляционных определениях Верховного суда Российской Федерации судебной коллегией по административным делам ВС РФ четко сформулирована позиция: субъекты РФ не наделены полномочиями по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектами налогообложения в соответствии с нормами федерального законодательства.
Тем не менее, по сложившейся в Воронежской области практике и вопреки п.2 ст. 375 НК, отсутствие в областном законе особенностей налогообложения объектов площадью свыше 2000 кв. м трактуется как основание для применения в расчетах балансовой (бухгалтерской) стоимости. В подавляющем большинстве случаев она значительно ниже кадастровой (рыночной) стоимости, поэтому такая логика региональных властей, хотя и означает для областного бюджета недополученные доходы, дает предприятиям существенную экономию на налогах, практически равнозначную льготе.
Для размежевания двух категорий плательщиков имущественного налога уполномоченный орган власти обязан ежегодно формировать «кадастровые перечни», опираясь на региональные и федеральные налоговые нормы. Перечень носит исключительно информационный характер и предназначен в первую очередь для организации работы налоговых органов субъекта. Более того, в постановлениях КС РФ не раз отмечалось, что он не может рассматриваться как основание для определения налоговой базы. Однако чиновники на местах придерживаются прямо противоположного мнения. А о субъективности их решений говорит хотя бы тот факт, что воронежский перечень на 2018 год корректировался семь раз, а на 2019 год — одиннадцать раз. На сегодняшний день он состоит из более чем 7000 позиций, исключая объекты площадью более 2000 кв. м.
Перед налогом все равны
При таком субъективном толковании норм закона судебные иски по формированию «кадастрового перечня» — не редкость. Подобные разбирательства имели место в Московской, Свердловской областях, Удмуртской Республике, а этой весной прецедент случился и в нашем регионе. Права рассчитывать налог на имущество «по кадастру» и, как следствие, включения в перечень соответствующих объектов добивается АО «Галерея Чижова» для одного из своих проектов, реализованных с использованием крупного кредита. В этом случае компания обязана учитывать кредитные ресурсы в балансовой (бухгалтерской) стоимости, чем многократно повышает реальную рыночную стоимость проекта, делая налоговые платежи не объективными. Поэтому «Галерея Чижова» настаивает на налогообложении по кадастровой (рыночной) стоимости — как это и предусмотрено федеральным законом.
Весомым аргументом в пользу требований компании является тот факт, что объект представляет собой административно-деловой и торговый центр одновременно. Региональное законодательство не определяет в отношении таких объектов особенностей налогообложения, а значит, приоритет имеют нормы федерального закона. Следуя этому принципу, АО «Галерея Чижова» уплатила налог на имущество в полном объеме, с применением в расчетах самой высокой из возможных ставок — 2% от кадастровой стоимости согласно ст. 378.2. НК РФ. Отстаивая законность своей позиции, компания тем самым презюмирует равные и предсказуемые для всех условия ведения предпринимательской деятельности. Перспективы судебного иска уже стали предметом широкой дискуссии в бизнес-среде, но уже сейчас ясно — этот кейс может положить начало формированию в нашем регионе собственной судебной практики разрешения коллизий в отношении налога на имущество.
19 июня 2021 года, РБК-Черноземье.