Объясняем.рф || Маркеры порядка: как реформа контрольно-надзорной деятельности помогает предпринимателям вести дела

29 сентября 2023 г.

Если объем производства йогурта на заводе растет, а объемы молока-сырья — нет, это может свидетельствовать о нарушениях технологии изготовления продукта. Приняв такой сигнал, Россельхознадзор отправит инспекторов на проверку. Но если сигналов нет, то и проверяющим нет необходимости отвлекать людей от труда. На этом примере мы видим, как работают индикаторы риска.

С 2024 года большая часть всех проверок будет проходить на основании таких индикаторов. Это предусмотрено реформой контрольно-надзорной деятельности (КНД), цель которой — снизить административную нагрузку на бизнес. Объясняем, какие еще инициативы облегчают жизнь предпринимателям и как ими воспользоваться.

Единый подход

Работа над реформой КНД последовательно проходит уже несколько лет на площадках Аппарата Правительства РФ и Минэкономразвития. Логика реформы строится на «трех китах»: актуализация обязательных требований к бизнесу, совершенствование процедуры и формы контроля за их соблюдением, устойчивая обратная связь.

В соответствии с поручением Президента был реализован механизм, который получил название «регуляторная гильотина». Обязательные требования были всесторонне проанализированы, и в 2021 году свыше 143 тыс. из более чем 318 тыс. таких требований были отменены. Сегодня рабочие группы продолжают следить за тем, чтобы нормативная база оставалась в актуальном состоянии и не разрасталась. Для бизнеса ежегодная экономия от пересмотра правил составляет порядка 200 млрд рублей.

Кроме того, в 2021 году закон о госконтроле утвердил единые базовые правила и принципы для всех видов контроля. Главной новацией стало применение риск-ориентированного подхода. Это значит, что проверка необходима только там, где есть риск нарушения обязательного требования, в иных же случаях и предприниматель, и инспектор взаимно берегут силы и нервы.

Принятые меры уже позволили снизить количество проверок более чем в четыре раза по сравнению с 2019 годом: с 1,5 млн — до 360 тыс. в 2022-м. И работа продолжается.

Дайте жалобную книгу!

Обратная связь с бизнес-сообществом тоже становится стабильнее. В частности, на портале «Госуслуги» запущен сервис обжалования решений контрольных органов. Это сокращает финансовые и временные издержки предпринимателей, поскольку обжалование в судах нередко занимает несколько месяцев.

Сервис позволяет отслеживать ход рассмотрения жалобы в режиме реального времени. Причем с претензией работает руководитель соответствующего контрольного органа или вышестоящая инстанция, что исключает участие в процедуре должностного лица, на которое подана жалоба. Таким образом повышается прозрачность процесса.

С момента запуска сервиса в июле 2021 года и по август 2023-го в досудебном порядке было подано около 8 тыс. таких жалоб. Реальный срок их рассмотрения постепенно снижается: в среднем с 15 дней в 2021 году он сократился до 11 дней в 2023-м. При этом нормативный срок рассмотрения жалобы — 20 дней.

Оцифровать необъятное

Модель модернизированной контрольно-надзорной системы — полностью цифровая. Впервые все данные — от плана проверок до электронного обжалования — собраны в единой информационной системе, интегрированной с ресурсами Генеральной прокуратуры. В ней представлена детальная информация о контрольной деятельности в масштабе всей страны. Сведения, что называется, разложены по цифровым полочкам: они систематизированы по видам надзора, по контролирующему органу, по территории, виду деятельности, причинам выхода на проверку и другим показателям. Причем сами контролеры не могут корректировать информацию в системе.

Проверочная работа

С марта прошлого года действует мораторий на плановые проверки бизнеса. По поручению Президента он продлен на 2023 год.

В 2022 году было отменено порядка 240 тыс. плановых проверок, и на этом бизнес дополнительно сэкономил от 60 до 80 млрд рублей. Мораторий не распространяется лишь на объекты, чья деятельность связана с высоким риском причинения вреда здоровью и окружающей среде. Но и для всех остальных запрет на проверки не означает вседозволенность. Помимо контрольных мероприятий существуют и профилактические.

Инспектор приходит к предпринимателю, подсказывает, как действовать, чтобы исправить или не допустить недочеты. При этом штраф не выписывается. Но если по итогам такого визита будет установлено, что существует высокий риск причинения вреда «охраняемому законом имуществу» или вред уже причинен, контролер направит информацию об этом соответствующему контрольному органу для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.

В целом, честный бизнес не спешит уклоняться от встречи с инспекторами, а порой даже приглашает их в гости по собственной инициативе. Бесплатные консультации нынче в цене.

В рамках сервиса досудебного обжалования на «Госуслугах» открыта отдельная вкладка, где можно пожаловаться на нарушение моратория.

Нет преступления — нет наказания

Чтобы риск-ориентированный подход работал как часы, необходима «тонкая настройка» индикаторов риска. Мораторий — удачное время для качественной доработки набора признаков того, что на конкретном объекте растет вероятность недочетов.

К примеру, ложное срабатывание противопожарной сигнализации несколько раз в месяц указывает на то, что она может быть неисправна. На проверку выезжает МЧС России. Если производитель в два раза чаще, чем годом ранее, отзывает из обращения серии лекарств, это может говорить о ненадлежащем состоянии производства. Тут насторожится Минпромторг. Если количество обращений о нарушениях в сфере ЖКХ увеличилось втрое по сравнению с прошлым месяцем, то возникают вопросы к эксплуатирующей и жилищно-коммунальной организациям. Здесь подключается Минстрой. Это же ведомство проверит соблюдение требований к строительству объектов, когда на земельном участке работает строительная техника, а застройщик не направил извещение о начале строительных работ. В подобных случаях задача контролера — предотвратить нарушение, а не наказать за него.

До конца этого года будет запущено 190 новых индикаторов риска по 85 видам контроля, а с 1 января 2024-го основная часть проверок начнет проводиться на их основании. Индикаторы планируется сделать публичными, тогда бизнес сможет давать Правительству обратную связь для возможных корректировок проверочных процедур, а правила будут постоянно поддерживаться в актуальном состоянии.

Выстраивается система, где проверки добросовестного бизнеса будут сведены к минимуму. Если предприниматели знают риски, по которым работают контрольные органы, то они первыми заинтересованы в том, чтобы эти риски не допускать.

27 сентября 2023 года, Объясняем.рф.