Дополнительное образование, как часть lifelong learning – образования длинною в жизнь – стало одним из ключевых факторов для успешной карьеры в современном мире. Об этом рассказала ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей (МИМОП) ТПП РФ, доктор экономических наук Анна Палагина.
С быстрым темпом изменений в технологиях, экономике и обществе спрос на квалифицированных специалистов в реальном секторе не только растет, но очевидно обострился в последний год. Проблема обеспечения экономики, различных ее секторов и отраслей подготовленными специалистами стала ключевым вопросом дальнейшего развития страны и общества. Ведь речь идет уже об обеспечении кадрового суверенитета страны.
Начало нового учебного года в очередной раз ставит вопросы о роли и месте делового, дополнительного профессионального образования в этих процессах и участия в них самих работодателей.
Наступивший учебный год, без сомнения, обещает дополнительные инновации и изменения в сфере бизнес-образования. Быстро меняющийся мир заставляет эту сферу двигаться по разным трекам, но основные тренды определены уже сейчас.
Во-первых, конечно же, это дальнейшая цифровизация обучения. Цифровые технологии в отрасли будут внедряться гораздо более массово и масштабно, в том числе за счет снижения их стоимости. В какой-то момент обучение с помощью искусственного интеллекта (ИИ) станет дешевле, чем с педагогом. В самое ближайшее время технологии виртуальной реальности станут нормой в сфере образования.
Во-вторых, гибридные форматы. Онлайн-формат, интеграция практических заданий и персонализированные подходы уже стали стандартом бизнес-образования. Онлайн- и офлайн-форматы обучения интегрируются для создания гибридных программ, предоставляющих слушателям курсов ДПО гибкость выбора между присутственными занятиями и дистантом, позволяя выбирать наиболее удобные пути обучения в зависимости от потребностей и запроса участников и обстоятельств. При этом внедрение ИИ изменяет взгляды на гибридное обучение. Если вчера – это совмещение офлайн- и онлайн-формата, то сегодня к ним прибавляется взаимодействие человека с ИИ.
В-третьих, персонализированное обучение. Активно развиваются технологии, позволяющие адаптировать образовательные программы под потребности каждого слушателя. Это индивидуальные учебные планы, настраиваемые задания, использование искусственного интеллекта для адаптации курсов.
В-четвертых, углубление в практику: программы все больше содержат элементы практики, такие как стажировки, реальные бизнес-проекты и сотрудничество с компаниями. Бизнес-образование продолжит активно взаимодействовать с индустрией, чтобы обеспечить обучающихся актуальными знаниями о последних трендах и инновациях, и помочь выпускникам быть более подготовленными к реальным вызовам бизнеса. Партнерство с компаниями, практические кейсы и стажировки, внедрение новых форматов, например таких, как проект «Профессионалитет», будут способствовать улучшению связи между образованием и реальным миром бизнеса.
В-пятых, акцент на навыках будущего. С учетом скорости изменений образование уделяет все больше внимания развитию навыков адаптации, креативности, критического мышления и работы в условиях неопределенности, взаимодействию с искусственным интеллектом.
С учетом усиления конкуренции на рынке труда и все возрастающего запроса работодателей на универсальность бизнес-образование будет продолжать работать над развитием мягких навыков, таких как коммуникация, лидерство, работа в команде и с сообществами, решение проблемных задач, проектный подход. Эти навыки становятся все более важными, так как они дополняют базовые профессиональные знания и делают специалистов более ценными для работодателей.
При этом мы видим рост запроса и увеличение числа программ «строго утилитарного характера», ориентированных на получение прикладных, применимых сразу после обучения навыков. Они будут помогать учащимся сразу же выйти на рынок труда и получить гарантированный доход. Это подтверждается тенденцией снижения интереса к вузовскому образованию и увеличению поступающих в систему СПО.
С учетом быстрых изменений в технологиях и обществе, совершенствуются методики обучения, конкретные образовательные программы.
Оценивая ту или иную программу, заказчик, прежде всего, обращает внимание на следующее:
- Актуальность программ. Содержание бизнес-образования должно соответствовать современным реалиям рынка труда, обеспечивать теми знаниями и навыками, которые будут востребованы в ближайшие годы.
- Преподаватели и эксперты. Качество образования во многом зависит от профессионализма преподавателей и экспертов, которые обладают не только теоретическими знаниями, но и собственным практическим опытом, реальными результатами в бизнесе и компетенциями в сфере образования для разных возрастных групп.
- Практическая направленность. Образовательные программы должны включать в себя практические задания, кейс-задачи, бизнес и технологические тренажеры, позволяющие слушателям закреплять полученные навыки и применять теоретические знания на практике.
- Сетевые возможности. Бизнес-образование также предоставляет уникальную возможность построить профессиональные связи и расширить свою деловую сеть.
Бизнес-образование продолжит эволюционировать, чтобы соответствовать современным запросам рынка. Специалисты, вовлеченные в активное обучение и готовые адаптироваться к изменениям, будут иметь преимущество на рынке труда и больше шансов достичь успеха в своей карьере. Это хорошо понимает профессиональное сообщество системы ТПП, работающее в сфере делового и бизнес-образования, следуя в русле современных трендов и запросов. Именно эти задачи мы будем решать, совершенствуя наши образовательные программы и внедряя инновационные подходы к разработке и реализации этих программ.
1 сентября 2023 года, Капитал страны.