Введение института реестра недобросовестных заказчиков – это идея, которая неоднократно озвучивалась на разных уровнях. При должной реализации такой реестр может быть полезен не столько поставщикам, сколько добросовестным заказчикам. Такое мнение высказал эксперт Совета ТПП РФ по развитию системы закупок, главный аналитик АО «Гринатом» Дмитрий Казанцев.
По его мнению, потенциально такой реестр может послужить делу повышения доверия к контрактной системе, что, в свою очередь, должно активизировать конкуренцию за государственные и муниципальные подряды.
Инициативу он предложил рассмотреть на XII Интерактивном круглом столе по теме «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ».
Эксперт отметил, что даже при первом рассмотрении концепции становится понятно: при создании реестра недобросовестных заказчиков невозможно «отзеркалить практику существующего реестра недобросовестных поставщиков», поскольку запрет на проведение закупок будет означать для заказчика не просто санкцию, а неизбежный коллапс всей его деятельности. Поэтому следует говорить о включении в реестр недобросовестных заказчиков лишь сведений о должностных лицах заказчика, виновных в закупочных нарушениях. В сущности, это тот же самый инструмент дисквалификации, который уже давно существует в Кодексе об административных правонарушениях.
Вместе с тем цифровизация контрактной системы позволяет применять электронные технологии, в том числе технологии обработки больших данных, и для формирования реестра недобросовестных заказчиков.
«В сущности, сведения о недобросовестных заказчиках не будут подразумевать именно запретительных санкций для заказчика. Однако поставщик в интерфейсе Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) сможет оперативно получить наглядную и структурированную информацию о таких параметрах как: удельный вес обоснованных жалоб в общем объеме жалоб, поданных на действия этого заказчика, задержки по платежам, сроки приемки, практика изменений условий контракта по инициативе поставщика и другие. Такие данные будут автоматизировано аккумулироваться функционалом ЕИС и постоянно актуализироваться. При этом, не пресекая закупочную работу заказчика, такая информация позволит поставщику составить представления о перспективах взаимодействия с конкретным заказчиком и не переносить негативную репутацию одного субъекта на весь товарный рынок», - отметил Казанцев.
Президент ТПП РФ Сергей Катырин ранее говорил, что контрактная система закупок становится более гибкой и адаптированной к условиям ведения хозяйственной деятельности как заказчиков, так и исполнителей.
1 декабря 2023 года, Капитал страны.