Тарифное регулирование в электроэнергетике требует дальнейшего совершенствования. Анализ показывает, что у бизнеса, в первую очередь, производственного, высокая доля расходов на электроэнергию. Ситуация для малого и среднего бизнеса, к сожалению, не изменяется в этом вопросе в лучшую сторону, отмечает директор Департамента развития предпринимательства ТПП РФ Денис Дыбов.
На недавно прошедшем заседании Общественного Совета ФАС России был рассмотрен блок вопросов, посвященных новой модели тарифного регулирования в области грузовых железнодорожных перевозок, работы по открытой публикации ключевых показателей развития регулируемых отраслей и результативности тарифного регулирования, решению проблемы перекрестного субсидирования.
Перекрестное субсидирование в электроэнергетике появилось в стране в период экономического кризиса в 90-х годах для социальной поддержки населения, которое было не в состоянии в полном объеме оплачивать коммунальные услуги.
Позднее, в 2011 году, было принято решение о дальнейшей дифференциации оплаты. Тарифы для подключенных напрямую к федеральной сетевой компании, то есть к магистрали, стали минимальными, а это в основном крупные промышленные предприятия. Все остальные, то есть предприятия среднего и малого бизнеса, начали платить по завышенным тарифам с учетом перекрестного субсидирования. По данным ФАС России, в 2021 году величина перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе Российской Федерации составила около 241 миллиардов рублей в год.
Проблемы, связанные с расходами на электроснабжение, в наибольшей степени актуальны для потребителей, характеризующихся высокой энергоемкостью. Это, прежде всего, производственный бизнес.
Согласно результатам проведенного опроса Центра стратегических разработок, доля затрат на электроэнергию у большого числа предприятий малого и среднего бизнеса является значимой частью себестоимости производимых товаров и услуг, и в целом для всех предприятий колеблется от 6 до 20 %.
По данным отраслевых ассоциаций и объединений, для отдельных предприятий сельского хозяйства доля затрат на электроэнергию в себестоимости продукции достигает 30 %, для центров обработки данных - 50-60 %.
По мнению директора Департамента развития предпринимательства ТПП РФ Дениса Дыбова, ситуация для малого и среднего бизнеса, к сожалению, не изменилась в лучшую сторону.
Тарифы для малого и среднего бизнеса значительно превышают тарифы для населения. Так, например, тариф для малого бизнеса во Владимире – 7,41 руб/кв.ч,, для населения – 4,94 руб/кв.ч, в Челябинске для бизнеса – 6,39 руб/кв.ч., для населения – 3,36 руб/кв.ч, в Барнауле – 6,16 руб./кв.ч и 3,5 руб/кв.ч соответственно.
В текущих экономических и геополитических условиях в вопросах тарифного регулирования малый и средний бизнес нуждается в решении отнесения его к льготной категории и установления предельного уровня тарифа по каждому субъекту РФ не выше уровня тарифа для населения.
9 ноября 2022 года, Капитал страны.