Правительство России разработало план противодействия нелегальной занятости на 2025-2027 годы. Среди предложенных мер — новые контрольные показатели для губернаторов, анализ неработающего населения и вовлечение его на рынок труда, борьба с подменой трудовых отношений. Документ уже одобрила Российская трехсторонняя комиссия и согласовали заинтересованные ведомства, выяснил РБК.
Российское правительство подготовило трехлетний план мероприятий по противодействию нелегальной занятости. План, разработанный Минтрудом, состоит из 18 мер федерального и регионального уровней. Они касаются сбора новой информации о рынке труда, в том числе о неработающих россиянах трудоспособного возраста, усиления роли регионов в борьбе с незаконным наймом и, в частности, с подменой трудовых отношений гражданско-правовыми, выяснил РБК.
Новый план, согласно проекту распоряжения кабмина (есть в распоряжении издания), охватывает период 2025–2027 годов. Подлинность документа подтвердил источник, знакомый с его содержанием. Документ согласован с заинтересованными ведомствами, следует из сопроводительных материалов к нему.
В секретариате вице-премьера Татьяны Голиковой сообщили, что план на заседании 25 апреля одобрила Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. План состоит из 18 мер на федеральном и региональном уровне:
- Планируется провести анализ численности неработающих россиян, оценить их половозрастную структуру (ответственный Роструд — в срок до 15 июля 2025 года).
- На основе этой аналитики определят меры для вовлечение неработающих граждан трудоспособного возраста в трудовую деятельность (ответственный Минтруд; до 1 марта 2026 года).
- Предполагается устранить условия, способствующих совершению правонарушений в сфере трудовых отношений (ответственные Роструд совместно с МВД, в срок до 15 июля 2025 года).
- Планируется проводить ежеквартальный мониторинг выявления нелегальной занятости (актуализация сведений по фактам такой занятости, определение географических и отраслевых границ ее распространения, анализ состава и признаков выявленных административных правонарушений).
- Для недопущения подмены трудовых отношений гражданско-правовыми планируется проанализировать существующую практику по таким нарушениям и подготовить предложения по тому, как их предотвратить (Минтруд с заинтересованными ведомствами, до 1 ноября 2025 года).
- В 2025 году может быть расширен перечень индикаторов риска нарушений обязательных требований в сфере трудового законодательства (по этим основаниям контрольные органы могут назначать выездные проверки). В 2024 году в него включили начисление работодателем зарплат ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), неснижение численности работников при резком сокращении зарплатного фонда, взаимодействие с большим количеством самозанятых.
- В срок до 1 июля 2025 года Минтруд проведет оценку потенциальной численности нелегально занятых граждан в разрезе регионов и составит на ее основе «рейтинг регионов по достижению целевого показателя по выводу из нелегальной занятости» (будет ежегодно обновляться).
- На 2027–2029 годы регионы получат новые KPI (показатели эффективности) по выявлению нелегальной занятости. Минтруд должен будет направить их в правительство в срок до 1 ноября 2026 года.
- Предполагается усиление полномочий межведомственных комиссий по выявлению теневой занятости в регионах — им могут предоставить право выносить решения о включении нарушителей в реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости (ведется Рострудом с 2025 года, по состоянию на 25 апреля в него вошли 100 работодателей).
- Раз в полгода Роструд будет сверять результаты деятельности комиссий в регионах с данными ФНС о работодателях, у которых были выявлены факты нелегальной занятости. Лучшие практики масштабируют на другие регионы.
- В срок до 1 ноября 2025 года предполагается разработать дополнительные меры по повышению эффективности межведомственных комиссий в регионах.
Профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов отметил, что значительная часть неработающих граждан трудоспособного возраста де-факто присутствуют на рынке труда — они участвуют в теневой занятости. Меры против серой занятости, по словам Сафонова, можно разделить на три направления: во-первых, нужно ограничить использование режима самозанятости (самозанятые платят налог на профессиональный доход в 6%) предоставлением различных видов услуг только физическим лицам; во-вторых, классифицировать отношения между цифровыми платформами и их пользователями как трудовые; в-третьих, ужесточить контроль в части заемного труда.
Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Елена Варшавская считает наиболее острой проблему зарплат «в конверте» (работодатель часть оклада выплачивает работнику неофициально, не удерживая с нее налоги и взносы). По мнению Варшавской, меры по предотвращению подобных нарушений должны быть ориентированы не только на работодателя, но и на сотрудника — «это не только злая воля работодателя, который вас припер к стенке, но и согласие работника на такие условия».
Сергей Мингазов
28 апреля 2025 года, Forbes.